За четыре года ИТ-бюджет федеральных органов власти и регионов за исключением Москвы снизился примерно на 20%. Глава Минцифры Максут Шадаев пояснил, что не все регионы и федеральные органы власти цифровизируются в одинаковом темпе - из-за этого происходит разрыв. Выходом из ситуации могут стать платформенные, легко адаптируемые решения.
© ComNews
01.12.2023

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, на прошедшем Tadviser Summit сообщил: "Мы подсчитали, как изменился совокупный ИТ-бюджет федеральных органов власти и регионов: за четыре года он снизился примерно на 20%. У нас масштабные планы по цифровизации органов власти, есть результаты, но при этом расходы бюджета уменьшаются. С нас не снимается также задача по развитию клиентского опыта. Ключевой вызов - поддерживать темп изменений при значительно меньшем объеме государственных ресурсов".

Глава Минцифры отметил тенденцию: лидеры как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, у кого есть кадры и ресурсы, все дальше развиваются в цифре, а те, у кого не хватает бюджета, кадров или компетенций, - остаются на месте. "Разрыв увеличивается. Не все одинаково быстро переходят в цифровую среду", - заявил он.

По мнению Максута Шадаева, решением проблемы может стать платформизация: она позволит перейти от развития отдельных экосистем ведомств и так называемой лоскутной автоматизации к платформенным облачным сервисам с максимальным эффектом от переиспользования, чтобы каждый орган власти велосипед заново не изобретал.

https://www.comnews.ru/content/226049/2023-05-12/2023-w19/odna-platform…

Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика РФ" реализуется в рамках государственной программы "Информационное общество". Федеральный проект направлен на достижение национальной цели "Цифровая трансформация". Ключевой целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели, - увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 г.

Коммерческий директор АО "Разумные деловые технологии" (РДТЕХ) Светлана Иванова считает, что ИТ-бюджет снизился по объективным причинам, в том числе и по причине отсутствия необходимости оплачивать техническую поддержку иностранным вендорам. "Основным фактором сдерживания является инертность мышления. Способствовать цифровизации сможет наличие готовых или легко адаптируемых решений и их грамотное продвижение", - добавила она.

Как отметила председатель ассоциации "Национальные системы управления" Ирина Зарипова, регионам необходимо, во-первых, провести аудит их информационных систем, а вторым шагом должно быть целеполагание цифровизации: "В части контрольно-надзорной деятельности со стороны субъектов идет тренд на цифровизацию, но зачастую в погоне за показателями и ИТ-рейтингом многие субъекты тратят бюджеты на создание информационных систем, которые фактически не нужны гражданам или дублируют уже имеющиеся информационные системы для решения бизнес-задач".

По ее словам, законотворчество в сферах экономической деятельности устроено так: профильный федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) берет сложившиеся с прошлого века практики и вносит туда цифровизацию в виде государственной информационной системы (ГИС) или реестровой модели - проект федерального закона готов.

"Трансформации сферы по факту не происходит - цифровизуется учет и контроль устаревших методов, требований и механизмов. И регионы, получая рекомендации сверху, начинают либо создавать свои системы, либо использовать федеральные. Но если методики контроля устаревшие, то вместо повышения эффективности работы мы получаем дополнительную нагрузку на сотрудников региональных ведомств, которых и так не хватает. Ключевым вопросом законотворчества - формированием концепций законопроектов в сфере цифровой трансформации экономики занимаются рядовые исполнители профильных ФОИВов, а не команды профессионалов. По итогу получается, что цифровому блоку приходится подстраивать возможности цифровых технологий под банальное решение управленческих задач прошлого века", - считает Ирина Зарипова.

По ее словам, необходима слаженная работа федеральных ведомств, чтобы дать профессиональные рекомендации субъектам, и решением таких задач могут заниматься проектные группы, в состав которых войдут не только профильные ФОИВы, но и представители субъектов, экономисты, социологи и общественные деятели. "Только тогда мы получим цифровую трансформацию экономики, а не цифровизацию анахронизмов. А при настоящей цифровой трансформации вопросы снижения бюджета решаются автоматически", - заключила председатель ассоциации "Национальные системы управления".

Новости из связанных рубрик