Цифровизация многоквартирных домов остается на низком уровне
Такие данные привела автономная некоммерческая организация (АНО) содействия развитию цифровизации многоквартирных домов "Умный МКД" по итогам исследования уровня цифровой зрелости управляющих организаций. Опрос проходил с 15 марта по 1 июня 2023 г. в формате онлайн посредством заполнения веб-формы среди 599 организаций из 68 регионов страны.
Главной целью исследования является оценка структуры рынка цифровых многоквартирных домов (МКД) в разрезе управляющих организаций (УО), поставщиков информационных систем для УО, внедренных цифровых сервисов для автоматизации существующих бизнес-процессов УО.
Исследование проходило при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ. "Управляющие организации - важный элемент системы строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому данное исследование крайне необходимо для всех участников цифровой трансформации нашей сферы, набирающей все большие обороты из года в год", - сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин также сделал акцент на важности проведенного исследования: "Цифровые технологии уже длительное время помогают улучшать показатели бизнеса, решать бытовые проблемы граждан, а теперь они еще и будут обеспечивать комфорт и безопасность жителей. Формирование рынка жилья с высокими стандартами условий жизни невозможно без комплексной исследовательской деятельности, способствующей стремительному развитию цифровизации МКД и внедрению передовых цифровых решений. Результаты исследования будут полезны участникам строительного рынка, представителям отраслевых ассоциаций и экспертных сообществ".
По итогам исследования специалисты АНО "Умный МКД" сделали вывод, что не все респонденты корректно идентифицируют роль цифровых сервисов и их возможности. В интересах повышения уровня цифровой зрелости следует сформировать единую терминологическую базу.
Базовые сервисы автоматизации процессов УО, такие как биллинг и сервисы по управлению ремонтом и обслуживанием, применяет только половина опрошенных компаний, мобильное приложение для резидентов - около 33%. Кроме того, сохраняется минимальное распространение АСУЗ среди УО на вторичном рынке недвижимости. Систему преимущественно внедряют застройщики на этапе проектирования и строительства жилья.
Представитель пресс-службы компании, занимающейся внедрением цифровых продуктов в отрасль, "Лаборатория цифровизации жилья" рассказал о причине минимального распространения АСУЗ: "Внедрение "единой цифровой среды", в том числе на основе АСУЗ, представляет собой сложный интеграционный проект, когда необходимо "пробросить" данные с существующих инженерных в информационные системы УО и обеспечить ежедневную бесперебойную работу. В результате затраты на внедрение становятся неподъемными для классической управляющей организации. Причиной этому служит отсутствие стандартизации и унификации данных, стандартов оказываемых услуг и выполняемых работ со стороны УО, сложность внесения платежей за использование цифровых решений в тариф для собственников многоквартирных домов".
Низкие показатели внедрения цифровых сервисов доступа на территорию и гостевую парковку (без учета системы домофонии) показывают, что на уровне страны для вторичного жилого фонда класса эконом-комфорт существующая инфраструктура не позволяет внедрять технологичные решения, а в отдельных случаях проблема решается установкой шлагбаумов.
Существует и проблема кадрового обеспечения управляющих организаций. У каждой второй УО нет в штате инженеров. Если они есть, то в среднем на штат работают два человека. Почти в 70% УО не работают ИТ-специалисты. Если они присутствуют, то в среднем один человек на штат.
"Кадровую проблему можно решить двумя способами. С точки зрения рынка - через создание более простых и понятных интерфейсов для сотрудников УО и ориентацию на работоспособность сервисов без перекладывания технологических проблем на конечных пользователей - сотрудников УО и жителей домов. С точки зрения регулятора - стандартизацией данных для обмена ими между инженерными и информационными системами вне зависимости от поставщика услуг, а также возможностью включения сервисных платежей на поддержание работоспособности систем в тариф на эксплуатацию", - поделился официальной позицией представитель пресс-службы компании "Лаборатория цифровизации жилья".
Акцент в цифровизации главным образом идет на внутренние бизнес-процессы УО (электронный документооборот, коммуникация с резидентами и т.д.) Драйвером цифровизации УО может служить работа с резидентами. Это наглядная демонстрация преимуществ использования цифровых сервисов на территории дома и придомовой территории. Резидент может формировать спрос на цифровые сервисы, для которых УО будет готовить предложение.
Таким образом, 22% управляющих организаций уже внедрили или внедряют мобильное приложение для резидентов, еще 16% планируют внедрить в ближайшее время. 49% УО, которые используют АСУЗ, также внедрили мобильное приложение для жителей МКД, из которых почти 78% пользуются приложением постоянно.
Генеральный директор АНО "Умный МКД" Никита Уткин по итогам исследования обозначил главные проблемы отрасли: "Проникновение цифровизации (автоматизированных систем управления зданиями, АСУЗ) пока крайне низкое. Основа ожиданий от цифровизации - наборы получаемых жильцами сервисов. Несмотря на сформулированный запрос от пользователей, внедрение АСУЗ в стандарты девелоперов еще не получило широкого распространения. Участники рынка отмечают одновременно высокий потенциал и кадровые сложности. Среди базовых проблем формирующейся отрасли - отсутствие единого принимаемого и понимаемого всеми терминологического аппарата, что зачастую приводит к введению в заблуждение как покупателей недвижимости, так и пользователей цифровых сервисов".