Облака спасут от дефицита оборудования
Использование облачных технологий стало одним из наиболее популярных вариантов решения проблем с поставками физического оборудования. Сами же поставщики облачных сервисов используют три подхода: пытаются находить альтернативные пути приобретения привычного оборудования и запасных частей к нему, переходят на использование российского или собирают серверы самостоятельно.
Директор по развитию бизнеса "Крок Облачные сервисы" Сергей Зинкевич является сторонником первого пути. Но при этом он признает две проблемы. Прежде всего это существенное, почти трехкратное замедление поставок. Если раньше в среднем на доставку партии оборудования уходило около трех недель, то сейчас не меньше восьми. Также велик риск, что поставленные системы не будут соответствовать заявленным спецификациям. Впрочем, по его мнению, для поставщика облачных услуг данное обстоятельство влечет меньше сложностей, чем для корпоративного заказчика.
Директор по облачным продуктам #CloudMTS Михаил Соловьев назвал более оптимальной стратегией использование российского оборудования. Дополнительным аргументом тут, помимо снижения сроков поставки, является то, что отечественные производители освоили производство систем в форм-факторе UCP (Unified Compute Platform, унифицированная вычислительная платформа), который оптимизирован для нужд операторов центров обработки данных и провайдеров облачных услуг.
Руководитель департамента облачных решений и сервисов кибербезопасности Beeline Cloud Сергей Кондратьев напомнил и о том, что для многих потенциальных заказчиков уже с начала 2025 г. станет обязательным использование российского оборудования, как предусматривают 166-й и 250-й указы президента. Так что запрос на его приобретение будет расти.
Менеджер продуктов безопасности "Яндекс.Облака" Рами Мулейс назвал оптимальной стратегией собирать серверы самостоятельно. По его оценке, такой подход позволяет добиться максимальной гибкости и не зависеть от вендора. Да и доставка комплектующих "россыпью" намного проще с технической точки зрения, чем серверов в сборе.
Но в целом, по оценке директора по ИТ Oxygen Александра Будкина, все неурядицы 2022 г., в том числе и уход зарубежных вендоров, не привели к катастрофическим проблемам для операторов российских облаков. По его оценке, больше сложностей для заказчиков создает миграция на российское ПО. Причем чем больше пользователей в нем будет работать, тем больше трудностей. К примеру, по наблюдениям Александра Будкина, миграция на отечественный набор офисных приложений практически гарантировано способна парализовать корпоративную службу технической поддержки на месяц.
Михаил Соловьев также назвал потенциально проблемным сегмент российских клиентских операционных систем. На устранение болевых точек, согласно официальным планам по развитию основных ОС, по его оценке, уйдет около полутора лет. Однако российские системы виртуализации, в том числе предназначенные для развертывания инфраструктуры виртуальных рабочих столов (VDI), вполне работоспособны.
Однако, по мнению Сергея Зинкевича, миграцию на российскую систему управления базами данных конечные пользователи просто не заметят. И в целом данная процедура затронет не более 10 человек. Однако представитель "Крок" согласился, что с массовым ПО действительно немало проблем.