Воронка продаж облачных сервисов кардинально изменилась
Как отметил директор по развитию бизнеса "Крок Облачные сервисы" Сергей Зинкевич, до февраля 2022 г. на российском облачном рынке доминировали проекты развития, когда компании переносили в облако ИТ-инфраструктуру в расчете на быстрый рост того или иного направления бизнеса или для ускорения вывода новых продуктов на рынок.
Но с лета 2022 г. ситуация кардинально изменилась. Основным классом проектов стало выстраивание ИТ-инфраструктуры новых компаний, которые образовывались на базе филиалов зарубежных. Причем очень часто вся инфраструктура создавалась с нуля. Как отметил Сергей Зинкевич, данный процесс пока еще далек от завершения и будет продолжаться в 2023 г. При этом рост облачного бизнеса в 2022 г. ускорился до 30-35% против 20-25% раннее. В целом же технических проблем по переходу в облака не осталось, главным тормозом остается регуляторика.
Директор по ИТ Oxygen Александр Будкин назвал тенденцией 2022 г. рост практического интереса к гибридному облаку. Также, по его наблюдениям, растет востребованность облака в госструктурах, однако в госсекторе отдают предпочтение или полностью частному облаку, или просят разместить физическое оборудование отдельно от того, которое обслуживает других заказчиков.
Руководитель департамента облачных решений и сервисов кибербезопасности Beeline Cloud Сергей Кондратьев также назвал востребованной задачей миграцию из зарубежных облаков в российские, в том числе и со стороны российских компаний. При этом приходилось учитывать обстоятельство, что в России не было полных аналогов западных облачных сред. В таких условиях необходимо было обеспечить сохранение пользовательского опыта, что давало много работы для интеграторов. Также, по оценке Сергея Кондратьева, до сих пор сохраняется высокий спрос на предоставление услуг виртуальных рабочих мест (VDI), который был широко востребован в период пандемийного локдауна. По его мнению, VDI востребован благодаря гибкости и удобству. Сергей Кондратьев согласился, что технологических препятствий для миграции в облако не осталось, однако есть два вида исключений: унаследованные самописные системы и СУБД Oracle у тех, у кого они еще остались.
Менеджер продуктов безопасности "Яндекс.Облака" Рами Мулейс назвал отсутствие проектов развития в 2022 г. преувеличением. "Яндекс.Облако" испытало значительный приток новых клиентов, в том числе из такой сферы, как банковская, где долгое время сервисы облачной природы вызывали недоверие. Главным стимулом является ускорение выхода новых клиентских сервисов в два-три раза. В результате спрос медленно смещается в сторону сервисов "платформа как услуга" (PaaS). Также ресурсы "Яндекс.Облако" зарубежные компании использовали для локализации персональных данных россиян, и сейчас спрос на данный сервис сохраняется. Но при этом идет смещение спроса в сторону компаний из незападных стран.
Также, как заявил Рами Мулейс, появились даже примеры переноса в облака объектов критической информационной инфраструктуры, несмотря на то что до сих пор не решено множество вопросов с регуляторами. Хотя в декабре 2022 г. появилось несколько методических документов ФСТЭК, и ситуация сдвинулась с мертвой точки. Однако до полного разрешения спорных вопросов пока далеко.
Директор по облачным продуктам CloudMTS Михаил Соловьев обратил внимание, что в 2022 г. заказчики стали чаще пользоваться услугами сразу нескольких облачных провайдеров. Это позволяет им добиться высокой отказоустойчивости. Михаил Соловьев привел пример одной розничной компании, которая пользуется услугами сразу пяти поставщиков, и это позволяет ей просто не замечать проблем с функционированием инфраструктуры у какого-то одного из них. При этом данная практика распространена и среди относительно небольших компаний. Также, по мнению Михаила Соловьева, наблюдается значительный рост спроса на облачное хранение данных. Он связывает данную тенденцию с ростом числа проектов аналитики больших данных и машинного обучения.
Будущее облачных сервисов, по мнению Михаила Соловьева, во многом связано с развертыванием сетей 5G. Инфраструктура 5G будет размещена в непосредственной близости от клиента, что открывает для поставщиков услуг связи и облачных сервисов очень много новых возможностей.