Экспорт российских ИБ-продуктов и сервисов имеет все шансы в ближайшем будущем как минимум удвоиться. Этому будут способствовать наличие в России отечественной школы криптографии и практический опыт отражения киберугроз в 2022 г.
© ComNews
02.02.2023

По мнению президента НП РУССОФТ Валентина Макарова, российский ИБ-рынок находится на подъеме и есть все шансы нарастить взятый темп: "Если Россия, наконец, осознает наличие окна возможностей для активного выхода на мировой рынок и воспользуется перспективой занятия там одной из лидирующих позиций, то в этом случае темпы роста сегмента ИБ должны повыситься, по крайней мере вдвое".

С этой оценкой солидарен генеральный директор Zecurion Алексей Раевский: "Российские продукты по информационной безопасности востребованы на зарубежных рынках. Российские вендоры предлагают качественный продукт за разумную стоимость, который, как правило, не уступает зарубежным аналогам. Однако после скандала с "Лабораторией Касперского", который произошел в США, на рынках развитых стран продавать российские ИБ-продукты стало очень сложно, поэтому большинство вендоров переориентировались на рынки развивающихся стран, которых достаточно много - Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Азия. Там российских вендоров воспринимают лояльно. Но это не значит, что продукты российских вендоров готовы покупать без разбора. Конкуренция на данных рынках сильная, в том числе с западными вендорами, из США прежде всего, у которых гигантские финансовые и организационные ресурсы. Российским вендорам приходится только честно конкурировать с остальными представителями на рынке. При этом надо отметить, что конкурировать и иметь там бизнес получается у многих".

Заместитель генерального директора "Гарда Технологии" Рустэм Хайретдинов также считает, что в нейтральных странах есть понимание, что западная защита может в любой момент перестать работать по желанию извне, поэтому бизнес ищет способы резервирования: "Там спрос есть, и он растет. Это не только страны бывшего СССР, но страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Африки, Латинской Америки - известны крупные проекты в этих регионах, некоторые из них на миллионы долларов. А вот в недружественных странах для успешной продажи продукты должны, так скажем, перестать быть российскими, полностью локализоваться, порвав связи с РФ. Но и в этом случае русское происхождение акционеров будет использоваться конкурентами против компании".

Коммерческий директор NGR Softlab Александр Булатов считает, что в любой стране зарубежные ИБ-продукты востребованы ровно настолько, насколько не хватает собственных для решения производственных задач. "Если исключить тот факт, что ряд стран не могут использовать российские ИБ-решения, то можно констатировать, что интерес к российским разработкам всегда остается достаточно высоким. Это подтверждается и реальными международными проектами, и высокой деловой активностью на профильных выставках и форумах с участием представителей различных стран, - уверен эксперт. - Наибольший коммерческий потенциал в настоящий момент - регионы Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки".

По оценке Валентина Макарова, наличие у России собственной школы криптографии, а также опыта по предотвращению киберугроз с конца февраля 2022 г. чрезвычайно интересно дружественным странам: "Они рассматривают Россию в качестве альтернативного поставщика ИБ, и даже больше - поставщика технологической независимости, поскольку наличие средств ИБ как раз и означает наличие основы технологической безопасности. Эти страны не только готовы импортировать российские системы ИБ, но также готовы обучать специалистов в наших компаниях и принимать наши стандарты безопасности".

"С криптографией сложный вопрос - эта тема непростая, доступная для понимания очень немногим. К тому же криптография не существует сама по себе и не продается как отдельный продукт, это лишь часть систем. Чаще всего для заказчика не столь важно, какие системы криптографии встроены. Нужно отметить, что речь не идет про военные или правительственные закупки, потому что в этой области происходит сложный и многогранный процесс, который можно сравнить с закупками систем вооружения. Это политика и кулуарные договоренности, которые комментировать сложно, - предупреждает Алексей Раевский. - ИБ-стандарты присутствуют в небольшом количестве стран. Регулирование отрасли ИБ мало где распространено. Мало просто захотеть регулировать и взять стандарты какой-то страны, нужно пройти определенный процесс: сначала создать регулятора, систему сертификации, аттестации и прочее. Поэтому нужно отметить, что страны не готовы к регулированию, даже если они будут использовать российские стандарты".

По мнению Рустэма Хайретдинова, решения по изменению стандартов принимаются долго и взвешенно, поскольку стандарты - это зона ответственности государства, а не потребителей информационных технологий. Если такие решения и будут приняты, то не скоро.

Александр Булатов полагает, что в рамках развития экономического сотрудничества важно продолжать гармонизацию российских стандартов в области ИТ и ИБ. При этом отечественные регуляторы уже проделали значительную работу в этом направлении.

Новости из связанных рубрик