"Информационное общество" актуализируют
Проект постановления правительства РФ, который разработало Минцифры, предполагает внесение изменений в первый раздел государственной программы РФ "Информационное общество".
Изменения подготовлены на основании предложений участников программы. В частности, Минцифры в новой редакции изложило подраздел "Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации".
В новой редакции отмечено, что события 2020-2022 гг. существенно повлияли на экономику в целом и сектор ИКТ в частности. Относительно телеком-отрасли, по оценке авторов проекта, произошедшие из-за пандемии COVID-19 структурные изменения во всех отраслях экономики скорее положительно сказались на деятельности операторов связи, заставив их диверсифицировать оказание услуг, а также усилить мощности для передачи трафика данных, возросшего в несколько раз в условиях перехода на дистанционную работу.
"В то же время изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики в начале 2022 г. оказало влияние и на телекоммуникационную отрасль с прогнозируемым усилением влияния в ближайшей перспективе. Несмотря на значимую роль услуг связи для экономики и граждан, внешнеэкономические факторы, а также вынужденное снижение расходов предприятий других секторов экономики и падение доходов населения скажутся на развитии отрасли. И хотя отказ от привычных услуг связи рассматривается населением только в крайнем случае, а бизнес все более зависим от современных технических средств и услуг связи с условием цифровизации, охватывающей все сферы экономики, сохраняется вероятность сокращения трат населения и бизнеса до минимальных с возможным отказом потребителей от дополнительных сервисов", - говорится в обновленной версии программы "Информационное общество".
В документе при этом отмечено, что внешнеэкономические факторы могут оказаться факторами роста для инфраструктуры отрасли: "Телекоммуникационный рынок достиг насыщения по многим направлениям услуг связи и находится в ожидании новых прорывных проектов или технологий, способных существенно изменить потребительские предпочтения и стать толчком к новому витку роста рынка".
Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" отметил, что изменение оценки роли ИКТ-отрасли в реализации программы - важный шаг для дальнейшей цифровизации страны. По его словам, программа может помочь создать новые возможности для развития бизнеса и общества.
Как отмечено в проекте обновленной программы "Информационное общество", в 2022-2025 гг. операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети интернет, развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка облачных услуг, возможное внедрение новых, в особенности отечественных, технологий связи.
Что касается развития отрасли ИТ, то в обновленной версии программы говорится, что дальнейший характер "будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций". "Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте", - прогнозируют авторы документа.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова отмечает, что государственная поддержка ИКТ-отрасли должна быть эффективной и не означать исключительно расходование денег из бюджета на поддержку тех или иных предприятий. "Наиболее эффективной формой поддержки является уменьшение налогообложения на отрасль. В качестве поддержки необходимо снижать налоги юридических лиц, работающих в сфере ИКТ, не только на прибыль, но и на фонды социального страхования. Нужно поощрять создание негосударственных фондов, инвестирующих в НИОКР и новые технологии. Нужно также поддерживать действующие много лет научные учреждения - университеты и НИИ с уже существующей научной базой, повышать зарплаты квалифицированным специалистам. И конечно, создавать условия для привлечения в российскую сферу ИКТ инвесторов из дружественных стран", - говорит она.
Отдельное внимание в программе уделено сфере информационной безопасности. В документе отмечены изменения, произошедшие в этой сфере.
Отмечено, что новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности не только государству, но и личности, а также обществу в целом. "На текущий момент в Российской Федерации каждое четвертое преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В 2021 г. выявлено 517,7 тыс. преступлений данной категории, большинство из них совершено с применением средств мобильной связи, сети интернет, а также расчетных пластиковых карт. Отмечается также рост количества бытовых киберпреступлений, происходят массовые утечки персональных данных граждан, что, в свою очередь, является эффективным инструментом мошенников для обмана граждан и злоупотребления их доверием, а также компрометации электронных сервисов государства. Такому объему киберпреступлений не представляется возможным противостоять мерами карательного характера. Принципиальных результатов в этом направлении можно добиться только путем создания на государственном уровне необходимых условий для безопасного и эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами", - говорится в документе.
Специалист компании Group-IB по информационной безопасности Сергей Золотухин отмечает, что при разработке документа уделено особое внимание угрозам и рискам, связанным с опережающим развитием информационных технологий. При этом фокус сделан именно на защиту граждан. "На наш взгляд, эти риски в документе недооценены. Широкое распространение цифровых технологий в 2020-2021 гг. привело к значительному росту числа пользователей, и принцип "защити себя сам" перестает работать. Требуется опережающими темпами обеспечивать не столько доступность цифровых сервисов для граждан, сколько их безопасность. Эта работа должна проводиться как на государственном уровне, так и на уровне коммерческих компаний, предоставляющих массовые цифровые услуги", - говорит Сергей Золотухин
По его словам, в документе обоснованно сделан фокус на применение прорывных технологий, обеспечивающих информационную безопасность. "Надеемся, что новые инициативы в первую очередь будут способствовать массовому распространению уже существующих российских технологий, защищающих цифровые сервисы. Такими прорывными решениями защищены десятки тысяч пользователей онлайн-банкинга и цифровых порталов, а речь должна идти о десятках миллионов", - отмечает он.
Изменения внесли и в подраздел "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере". В частности, в состав программы включены мероприятия, направленные на дополнительное развитие и модернизацию всей телекоммуникационной инфраструктуры РФ с целью создания равных возможностей для доступа к цифровым технологиям всем жителям РФ, в том числе посредством создания спутниковой группировки быстрого доступа
в интернет. Кроме того, включены мероприятия, нацеленные на повышение скорости обслуживания граждан и создание комфортных условий для бизнеса при оказании государственных, муниципальных и иных услуг, а также цифровая трансформация услуг и взаимоотношений в обществе и поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ-отрасли.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын указывает, что в новой редакции говорится о возможном внедрении новых, в особенности отечественных, технологий связи. "Речь может идти о национальном стандарте следующего поколения связи. Это тем более вероятно, потому что возможности использования радиочастотного спектра увязываются с эффективностью государственного управления, нуждами обороноспособности и безопасности государства. Второй крупный государственный проект - это создание спутниковой группировки быстрого доступа в интернет. Если исходить из объема инвестиций в Starlink, то потребуется более триллиона рублей. Вероятно государственное инвестирование в ключевые проекты, возможно, с привлечением средств частных инвесторов. Что касается мер поддержки менее крупных проектов, то, вероятнее всего, это будут льготы того же вида и в том же объеме, что применяются сейчас, а также, например, льготный доступ к новым видам услуг, созданным с использованием госинвестиций", - говорит он.