© ComNews
01.04.2025

Россияне практически полностью перешли на оплату услуг связи безналичным способом. По итогам I квартала 2025 г. доля офлайн‑платежей составила всего 2% против 6% в аналогичном периоде 2024 г. Среди онлайн‑способов оплаты наиболее интенсивно растет использование Системы быстрых платежей (СБП). Такие выводы сделаны на основании исследования обезличенных данных абонентов МегаФона.

Онлайн‑способы оплаты мобильной связи, похоже, окончательно вошли в жизнь россиян и вытеснили платежи наличными. Если годом ранее доля платежей при помощи наличных средств составляла 6%, и это был минимальный показатель с момента появления мобильной связи в стране, то к концу марта 2025 г. она сократилась в три раза.

Еще пять лет назад офлайн‑платежи составляли существенную часть в общем объеме расчетов за услуги связи - их доля достигала 16%. Однако во время пандемии ситуация резко изменилась, и пользователи стали чаще оплачивать товары и услуги дистанционно, в том числе и мобильную связь.

Другим существенным фактором уменьшения популярности наличных стали законодательные ограничения. Напомним, что с 1 января 2025 г. пополнение баланса наличными средствами возможно при предъявлении удостоверения личности либо через Госуслуги.

Среди онлайн‑способов оплаты связи растет спрос на СБП. Платежи через эту систему стабильно показывают положительную динамику - к примеру, рост оплат через СБП в марте 2025 г. составил 12,7% в сравнении с мартом 2024 г.

В частности, с появлением возможности вносить автоплатеж через СБП в 2024 г. абоненты все чаще предпочитают такой способ. Тогда же МегаФон запустил умный автоплатеж - автоматическое списание нужной суммы для оплаты тарифа и услуг абонента. С октября 2024 г. доля умных автоплатежей увеличилась до 19,2% в базе всех автоплатежей, подключаемых в Личном кабинете МегаФона, а доля СБП в умных автоплатежах - до 61,5%.

Частота оплаты связи более стабильна: в последние годы клиенты МегаФона привыкли платить за связь раз в месяц - так делают 46% абонентов, и эта тенденция сохраняется уже более трех лет. Также популярна периодичность менее одного раза в месяц, ее придерживается 31% абонентов - это может свидетельствовать о том, что счет пополняют сразу на несколько месяцев вперед. Самым популярным месяцем для оплаты связи по‑прежнему остается декабрь (8,9%), на втором месте октябрь (8,7%), на третьем - август (8,6%). Самые популярные дни недели - понедельник и пятница (3,5% и 3,4% соответственно), а реже всего за связь платят по выходным: на субботу приходится 3% платежей, а на воскресенье всего 2,9%.

Выбор в пользу СБП закрепляется и в рознице. К примеру, если в 2022 г. подавляющее большинство клиентов объединенной розничной сети МегаФона и Yota предпочитали оплату связи и других покупок банковскими картами, то сегодня заметна существенная переориентация в сторону платежей через СБП. В феврале этого года их доля в общем обороте розницы стала выше на 70% в сравнении с февралем 2023 г.

За мобильную связь посетители розничной сети и интернет‑магазина тоже стали чаще расплачиваться через Систему быстрых платежей: в 2024 г. оборот средств, полученных через СБП, подскочил на 133% в сравнении с 2023 г.

"Мы стремимся развивать возможности онлайн‑оплаты связи, поскольку видим, насколько это удобно клиенту. Стремительно растет услуга умного автоплатежа, запущенная в 2024 г. - с ним не нужно выбирать конкретную дату зачисления или задавать остаток на счете, при достижении которого пополняется баланс - опция сама определит момент, когда стоит внести платеж, не давая нашему клиенту остаться без связи", - поделилась Фарида Ахундова, руководитель бизнес‑юнита финансовых продуктов и сервисов МегаФона.

Новости из связанных рубрик