Новый бизнес за 60 дней. Правительство РФ упростило процесс открытия бизнеса

Правительство Российской Федерации сообщило, что запустило сервисы "Жизненные ситуации" для открытия среднего и малого бизнеса. С их помощью жители РФ могут подать заявку на регистрацию бизнеса, получить необходимые документы, обратиться за государственными мерами поддержки, открыть расчетный счет, зарегистрировать кассовый аппарат.
"Сейчас сервисами можно воспользоваться на сайте "МСП.РФ", а в течении 2025 г. они появятся на портале "Госуслуги". Благодаря сервисам "Жизненные ситуации" открыть кофейню, салон красоты, производство мебели, одежды и обуви можно в среднем за 60 дней, ранее этот срок составлял 100 дней. Для этого нужно будет совершить четыре визита в ведомства в случае с открытием кофейни, салона красоты и производством мебели, ранее нужно было прийти семь раз. Предпринимателю, который открывает производство одежды и обуви, нужно совершить 10 визитов в ведомства, а ранее нужно было 12", - говорится в сообщении правительства.
https://www.comnews.ru/content/238000/2025-02-27/2025-w09/1007/nacproek…
По словам руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко, новые сервисы помогут предпринимателям сэкономить время и получить комплексные услуги онлайн с минимальным количеством визитов в ведомства. Он рассказал, что на федеральном уровне "Жизненные ситуации" внедряются с 2023 г. и с тех пор правительство запустило 34 федеральных сервиса. Среди них есть набор услуг для многодетных семей, замены и восстановления документов, открытия бизнеса и др.
"До конца 2025 г. запланировано к запуску еще 36 федеральных и 340 региональных "Жизненных ситуаций". Таким образом, планируется, что к концу 2025 г. будет доступно 70 федеральных и 425 региональных сервисов. В перечне "Жизненных ситуаций", которые планируются к запуску в 2025 г.: защита от мошенников в Сети, поступление в колледж или техникум, планирование и рождение ребенка, "мой питомец", отдых и оздоровление детей, открытие ИТ-компании", - рассказал ComNews Дмитрий Григоренко.
https://www.comnews.ru/content/238109/2025-03-06/2025-w10/1008/vice-pre…
Представитель пресс-службы АО "Корпорация "МСП" рассказал корреспонденту ComNews, что компания совместно с Аналитическим центром при правительстве РФ и заинтересованными ведомствами разработала отдельный блок "Старт-гид по сферам бизнеса" в рамках сервиса "Старт для бизнеса онлайн". По его словам, в нем содержатся советы и инструкции для начинающих предпринимателей по более чем 10 видам бизнеса.
"Перечень видов бизнеса определяется Аналитическим центром и предпринимательским сообществом, а также с учетом показателей, характеризующих спрос на те или иные товары или услуги. Такой алгоритм помогает начинающим предпринимателям при открытии бизнеса, позволяет решить проблему "чистого листа" и дает необходимую базу для старта дела. Мы будем анализировать востребованность сервиса, а также обращения предпринимателей относительно его доработки и развития. Начинающим предпринимателям это поможет избежать ошибок на старте и увидеть весь спектр вопросов, которые необходимо предусмотреть при открытии бизнеса. Что касается всплеска, то тут мы не ожидаем именно кратного роста. В большей степени это позволит сократить количество закрывающихся бизнесов, при открытии которых как раз не было качественной проработки на старте", - рассказал он.
https://www.comnews.ru/content/238038/2025-03-03/2025-w10/1007/gis-uedu…
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов положительно отозвался об инициативе правительства. Он отметил, что сокращение времени на открытие бизнеса и уменьшение количества визитов в госорганы - шаг к снижению бюрократических барьеров и облегчению предпринимательской деятельности. По его словам, создание благоприятных условий для бизнеса и минимизация бюрократических процедур привело Сингапур на лидирующие позиции в рейтингах легкости его ведения, а это привлекло значительные инвестиции из-за рубежа и способствовало экономическому росту. А схожие решения в Грузии привели к увеличению количества новых бизнесов и росту экономики.
"Самые существенные изменения произошли в Нидерландах: там все можно зарегистрировать постфактум в течение двух недель простым уведомлением. А если сравнивать страны СССР, то это Эстония, где для регистрации бизнеса нужно всего два-три дня, все осуществляется в электронном виде, ключевое изменение - это порог для администрирования в Эстонии 40 тыс. евро: если малый бизнес имеет выручку менее 40 тыс. евро в год, то у него самая минимальная отчетность и налоговое администрирование. Аналогичные меры действуют во многих странах Европы и в Великобритании. В РФ администрирование и ведение отчетности - это сложный процесс, который привязан к форме компании, а не к ее зрелости или размеру бизнеса. Помимо этого, существуют многие скрытые налоги, например на утилизацию отходов или в разных отраслях спецсборы, которые по факту являются налогами", - рассказал руководитель управления корпоративных финансов АО "Финам" Алексей Курасов.
По его мнению, инициатива правительства не приведет к всплеску новых бизнесов, так как ключевая проблема не в сроках регистрации, а в администрировании учета и расчета множества налогов.
"Количество новых предприятий увеличится, но, думаю, незначительно. Хотя упрощение бюрократических процедур в теории должно придать небольшое ускорение темпам экономического роста", - заключил Владимир Чернов.
https://www.comnews.ru/content/238087/2025-03-05/2025-w10/1007/nacproek…
Работа по запуску сервисов "Жизненные ситуации" ведется в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей". Он реализуется на федеральном и региональном уровнях с 2021 г. Курирует реализацию федерального проекта "Государство для людей" заместитель председателя правительства - руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
