Отечественным эмитентам уже нечего бояться
Юристы отмечают, что речь идет об обязанности расторгнуть договор, что означает, что у стороны по договору могут быть возражения. По их словам, это может вызвать споры и судебные разбирательства, что в условиях постоянно вводимых санкций и контрсанкций вызовет еще большую неразбериху.
16 апреля закон 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты России"
Напомним, что ранее, в начале марта, Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и биржа NASDAQ приостановили торги акциями нескольких российских ИКТ-компаний. Так, NYSE приостановила торги для ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) из-за "требований регулирующих органов". NASDAQ в свою очередь заморозила торговлю бумагами Ozon и "Яндекс".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель говорит, что с 27 апреля начал действовать запрет на выпуск и обращение иностранных депозитарных расписок на акции российских эмитентов. "У эмитентов из РФ есть возможность сохранить программы депозитарных расписок по решению правительства: подать соответствующее заявление нужно до 5 мая. Если решение будет положительным, то дополнительных действий от российских компаний и держателей расписок не потребуется, пояснили в ЦБ", - отметил юрист. По его словам, изначально целью принятого закона о прекращении обращения депозитарных расписок было исключение давления на российский рынок.
Павел Катков, основатель KIP LegalTech, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, отмечает, что речь идет об обязанности расторгнуть договор, что означает, что у стороны по договору могут быть возражения, которые в итоге могут вылиться в спор. "Однако каковы последствия такого спора для российских компаний? У меня возникает ощущение, что отечественным эмитентам в этом смысле уже "нечего бояться": за рубежом их преследуют, а на Родине не достанут, так как зарубежные игроки отсюда ушли. Суд же в РФ будет, полагаю, на стороне российских эмитентов", - считает юрист. По его словам, для российских компаний есть риск предъявления претензий от стороны по договору, с которой он расторгается, объем этих претензий определяется текстом договора и законом страны, которой он регулируется, при этом реальная ответственность компании и вероятность ее наступления сильно зависит от локализации ее активов, и если они в РФ, вероятность ее результативного применения будет существенно снижена.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что в сфере ИКТ компаний, попадающих под действие этого закона, в России всего две - ПАО "МТС" и ПАО "Ростелеком". "В случае остальных компаний, которые относятся к ИТ, на зарубежных площадках торгуются акции зарубежных холдингов, которым принадлежат компании, ведущие операции в России", - сказал аналитик.
В пресс-службе "Ростелекома" сказали, что оператор не листингуется на западных фондовых биржах. "Компания провела делистинг с Нью-Йоркской фондовой биржи в 2010 г.", - уточнили они. От МТС ответа на соответствующий запрос не последовало.
По словам Леонида Делицына, на компании закон влияет косвенно. "На вопрос, зачем проводить IPO, компании обычно отвечают, что хотят получить независимую оценку на фондовом рынке, а также привлечь сумму на развитие и корпоративные расходы. Кроме того, публичные компании, которые регулярно отчитываются, обычно могут получить кредиты на более выгодных условиях. Все эти факторы теперь иррелевантны. Капитализацию российских компаний на зарубежных площадках их основные акционеры не сочтут справедливой, привлеченные суммы давно ушли по назначению, а кредитные рейтинги обвалены рейтинговыми агентствами. Кредиторами отечественных телекомов и раньше были российские банки", - отметил аналитик.
Сергей Учитель отмечает, что многие участники рынка настороженно восприняли введенные ограничения и выражают опасения роста рисков для акционеров, которые активно и не один год вкладывались в российские бумаги, а сейчас могут столкнуться с фактическим отъемом собственности, ведь таким инструментом инвестирования в российские бумаги пользовались иностранные инвесторы, кто не мог владеть российскими акциями напрямую.
"Все это может вызвать споры и судебные разбирательства, что в условиях постоянно вводимых санкций и контрсанкций вызовет еще большую неразбериху. При этом речь идет о спорах в зарубежных юрисдикциях, связанных с нарушением соответствующих договоров. И суммы потенциальных требований к российским эмитентам могут быть весьма значительными. Теоретически иностранные суды принятие закона о делистинге могут квалифицировать как форс-мажорное обстоятельство, только если эмитент обратится в правительственную комиссию за сохранением листинга расписок, но получит отказ", - говорит юрист. По его словам, при этом также возможна и ответственность тех участников, кто не выполнил новые требования Закона об АО, что может грозить санкциями со стороны уже российского регулятора.