Впервые в России осуществлено автоматическое предоставление магистральной сетевой емкости "по запросу" (Bandwidth on Demand, BoD) для обеспечения связности виртуальных машин в облаках двух различных провайдеров. Этот сервис организовало проектное партнерство в составе облачных провайдеров "Облакотека" и Cortel, одного из российских магистральных операторов, Центра прикладных исследований компьютерных сетей (ЦПИКС) и разработчика ИКТ-услуг нового поколения JP Innovative (группа J’son & Partners).
© ComNews
30.04.2021

Директор департамента ИТ и облачных технологий JP Innovative Александр Герасимов пояснил: "Фактически реализована услуга распределенного частного облака, вычислительные узлы которого объединены в логическое мультиоблако магистральной SDN-сетью. Элементы распределенного облака были расположены в ЦОДе в Москве (компании "Облакотека") и Новосибирске (Cortel), сетевая связность между ними была обеспечена магистральным оператором, SDN-управление которой осуществлялось с помощью SDN-контроллера RunOS и приложения к нему разработки компании RunSDN".

Первый российский контроллер для управления SDN под названием RunOS еще в 2014 г. создало некоммерческое партнерство (НП) ЦПИКС - резидент ИТ-кластера фонда "Сколково". ЦПИКС разрабатывает и приложения к этому контроллеру - под брендом RunSDN.

Участники проекта не назвали ComNews магистрального оператора, который стал частью эксперимента. Однако корреспондент ComNews нашел в открытом доступе, на YouTube, видеозапись выступления Александра Герасимова на мероприятии Huawei 5G MEC Summit 2020, состоявшемся в декабре прошлого года, и там среди участников проекта упоминалась компания "Транснефть Телеком", которая предоставила емкости по запросу (BoD) на маршруте между Москвой и Новосибирском.

Посредством API-взаимодействия в рамках пилота реализован полностью автоматический процесс выделения магистральной сетевой емкости "по требованию", с оплатой по фактическому времени использования выделенной полосы нужного размера. Участники эксперимента также автоматизировали процесс изменения выделенной емкости, который реализуется как в формате создания каналов другой емкости, так и организации дополнительных каналов.

"Это открывает дорогу к так называемому long-distance balancing - ключевому механизму, позволяющему обеспечить высокий уровень загрузки вычислительных мощностей в распределенных мультиоблаках, - подчеркнул Александра Герасимов. - Такая балансировка может включать как относительно простые кейсы резервного копирования в удаленный ЦОД и восстановления после сбоя из резервной копии, так и более сложные кейсы балансировки нагрузки в территориально распределенной системе active-active".

Директор по науке и образованию НП "ЦПИКС" Виталий Антоненко так прокомментировал корреспонденту ComNews выводы из проведенного пилота: "Мы убедились, что возможно развернуть и интегрировать лабораторный прототип на стандартной сети телеком-оператора, и показали, что это технически возможно. Средствами SDN мы смогли создать новую уникальную услугу. Телеком-оператор провел отдельную работу по опросу участников рынка на предмет аналогичного решения и сделал вывод, что подобного готового решения сейчас нет. Привлечение в нашу кооперацию операторов ЦОДов помогло нам сделать первые шаги для интеграции сервиса BoD в их системы управления инфраструктурой".

Генеральный директор "Облакотеки" Максим Захаренко видит результаты эксперимента так: "Движение ИТ-ресурсов из корпоративных ЦОДов в облака сдерживается вопросами безопасности и сложностью сетевого взаимодействия локаций, в которых размещаются элементы ИТ-инфраструктуры. Помимо этого, часть сервисов не может быть вынесена в облако по причине существенного трафика между ними и сервисами, оставшимися в корпоративном дата-центре. Данный сервис, который мы спилотировали, как раз решает все эти задачи. По запросу организуется постоянный или временный канал с емкостью, необходимой в каждый конкретный момент времени. Причем, канал не зависит от интернета, его маршрутизации, сетевых атак и т.п.".

Коммерческий директор ООО "Кортэл" (Cortel) Алексей Клушин вспомнил, что еще в 2014 г. он смотрел, как инженеры настраивают международный канал связи, общаясь с роботом одного из операторов Tier 1. "Это выглядело очень футуристично, но все же инициирование было на стороне человека, - сообщил Алексей Клушин. - Сегодня мы участвуем в создании M2M-технологии, которая позволит получать вычислительные ресурсы в географически разнесенных точках по требованию без участия человека. Очень вероятно, что эта технология станет важным элементом в развитии рынка обработки данных".

Виталий Антоненко подчеркнул, что картина эксперимента была бы неполной, если бы коллеги из JP Innovative не провели работу по созданию модели ценообразования данной услуги. "Совмещение BoD и модели ценообразования, которую можно настроить различными способами, позволяет эффективно расходовать и разделять сетевые ресурсы магистральной сетевой емкости. Однако нам еще предстоит найти оптимальные параметры для данной модели ценообразования, которые дадут лучшие условия для пользования BoD нашим клиентам", - заключил директор по науке и образованию ЦПИКС.

Корреспондент ComNews поинтересовался у участников проекта, как меняется роль магистрального оператора при превращении его услуги в сервис BoD: низводится ли она до безликого провайдера инфраструктуры в тот момент, когда в ней возникла потребность, или наоборот - оператор может взять на себя оркестрацию локальных сетей различных дата-центров и предоставление комплексного сервиса со сквозным QoS. Максим Захаренко из "Облакотеки" видит перспективы так: "Для организации данного сервиса как раз и потребуется координирующая роль магистрального провайдера (или его дочерней структуры), который может фактически организовать присоединение к "BoD сети" для ЦОДов, облачных провайдеров и провайдеров последней мили, обслуживающих корпоративных клиентов. Управлением, automation, биллингом, контролем и обеспечением качества, мониторингом - в общем, оркестрацией данного сервиса, скорее всего, придется заниматься именно магистральному провайдеру. Иначе если какое-то третье лицо "скупит" каналы максимальной емкости по максимальной стоимости, то, конечно, у него не сойдется экономика. Собственно, основной проблемой развития данной услуги будет противоречие между мощностью и географией присутствия сети, с одной стороны, а с другой стороны - необходимой гибкостью магистрального провайдера".

Виталий Антоненко убежден, что роль магистрального оператора поменяется. "За счет гибкой и толерантной по отношению к клиентам услуги BoD оператор будет иметь больше инструментов для монетизации собственной инфраструктуры, - полагает он. - Он получит возможность совершать oversale, как это делают авиакомпании при продаже билетов на самолет. Толерантность возникнет и за счет возможности гибко управлять инфраструктурой, и точно оценивать ее состояние, вводить короткоживущие услуги - например, канал L2/L3 по спотовым ценам с негарантированным временем жизни. Подобные услуги позволяют эффективно использовать и переиспользовать уже "проданные" ресурсы".

Алексей Клушин также видит перспективы для изменения профиля деятельности магистральных операторов: "Как минимум, кто-то должен определить правила присоединения к сервису BoD и контролировать их соблюдение. Возможно, эту функцию сможет взять магистральный оператор".

Участники эксперимента соглашаются, что "уберизация" может со временем изменить бизнес магистральных операторов. "Uber-ом может стать оператор сервиса BoD. Но для этого нужно, чтобы в будущем свершилось два события. Во-первых, клиенты операторов магистральной сети начали массово отказываться от пользования долгосрочной арендой каналов связи и заказывать все им необходимые каналы по запросу. Во-вторых, сервис BoD должен перестать строиться на базе одного оператора, то есть иметь возможность использовать каналы сразу нескольких оператором магистральных сетей. В этом случае можно представить ситуацию, когда всем операторам магистральных сетей интересно будет работать с оператором сервиса BoD, так для них это будет один из основных источников клиентов, которым можно продать магистральную емкость. Однако пока сервис BoD развивается как продукт для операторов магистральной сети, чтобы тот мог предоставить более комфортный и выгодный сервис для своих клиентов, Uber-эффекта не предвидится", - прогнозирует Виталий Антоненко.

Алексей Клушин отметил: "Мы уже используем инфраструктуры других облачных провайдеров в своих проектах. Могу сказать, что это экономически оправдано для большинства участников облачного рынка". С ним соглашается Максим Захаренко: "Вообще, это наша основная модель - быть white label для более высокого уровня сервиса наших партнеров. Поэтому мы очень позитивно отнесемся к любому включению нас в другой сервис даже без упоминания бренда".

Новости из связанных рубрик