Россияне стали чаще покупать с рук из-за пандемии
Согласно результатам совместного исследования Data Insight и Avito, рынок торговли между частными лицами в интернете вырос на 87% за полтора года и превысил 1 трлн руб. в 2020 г. Количество сделок выросло на 70% и превысило 300 млн. При этом доля продавцов, торгующих товарами, которые куплены специально для перепродажи, увеличилась в полтора раза, с 8% в 2017 г. до 12% в 2020 г.
Как говорится в исследовании, продолжает расти количество продавцов и покупателей, которые совершают сделки за пределами своего региона и пользуются услугами доставки. Кроме того, 94% покупателей, покупавших у частных лиц в 2020 г., намерены делать это и дальше.
Avito - лидирующая площадка С2С-продаж. Ее использует 80% покупателей на С2С-рынке, а количество сделок на платформе достигает 182 млн за год. Наиболее продаваемые товарные категории на С2С-рынке, как и в прошлом году, - электроника и бытовая техника, одежда, а также обувь и детские товары. Больше всего по сравнению с прошлым годом выросли следующие категории: товары для спорта (+8,4%), товары для дома (+7,9%), красота и здоровье (+7,7%).
Управляющий директор "Avito Товары" Алексей Куракин сообщил: несмотря на то что рост числа продавцов на С2С-рынке замедлился, в Avito количество селлеров продолжает увеличиваться. По его словам, за год рост составил 10,5%.
"C2C онлайн-продажи - уже большой самостоятельный рынок со своими законами, игроками и трендами. У этого рынка есть и собственные уникальные особенности, не повторяющие B2C. Мотивы для покупок в C2C - это не только более низкая средняя цена на те же и аналогичные товары, но и возможность купить уникальную вещь, возможность найти вещь, отсутствующую в магазине, - и это значит, что С2С удовлетворяет спрос, на который нет ответа у магазинов", - рассказал партнер Data Insight Федор Вирин.
В пресс-службе Avito сообщили, что COVID и образ жизни с минимизацией контактов стали переломными моментами на рынке электронной торговли, в том числе и С2С. "Эти факторы и дальше будут драйверами роста торговли между частными лицами. Покупатели стали более внимательно относиться к вещам и своему бюджету, предпочитая покупать товары по выгодной цене. Также люди открывают для себя дополнительные возможности заработать на ненужных вещах и на перепродаже новых, у них появилось для этого немного больше времени за последний год", - сказал представитель пресс-службы Avito.
Старший аналитик Data Insight Елизавета Хоботина считает, что рынок частных продаж продолжит расти. По ее словам, основной его драйвер - растущая доступность товаров для покупателей и растущая доступность аудитории для частных продавцов, что, по сути, одно и то же, две стороны одной медали. Это следствие развития инфраструктуры, прежде всего инфраструктуры доставки. "Когда-то этот рынок возник благодаря интернету, который увеличил на порядки возможности коммуникации покупателей с продавцами, создал площадки для продажи своих товаров незнакомым людям. Сейчас он развивается благодаря развитию логистики для частных лиц, она дает возможность получать товары из других городов, со всей страны. Мы проводим это исследование уже несколько лет подряд, и каждый раз видим, что дальность доставки при С2С-продажах увеличивается: когда-то это были исключительно личные встречи в городе, а теперь в пределах своего населенного пункта продает только половина продавцов (53%), зато уже 18% продают по всей России и даже за пределы", - объясняет Елизавета Хоботина.
Она объясняет, что рост доступности товаров - это и рост предложения, то есть на этом рынке уже очень приличный выбор товаров, которые могут успешно дополнять предложение магазинов. "Кроме того, рынок делают его ключевые игроки. И здесь в ближайший год-два можно ожидать много интересного для развития рынка. Крупнейшая по объему заказов площадка - Avito сейчас тестирует модель маркетплейса, чтобы дополнить предложение частных лиц предложением новых товаров от B2C-продавцов, магазинов и производителей. Это решение сделает Avito игроком на рынке e-commerce, в будущем – конкурентом Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркета". Но также успешный старт маркетплейса может стать бустером для С2С-продаж на Avito, а значит, и для рынка С2С в целом. Второй игрок - "Юла" делает ставку на социальную коммерцию и интеграцию с социальной сетью "ВКонтакте", и это также мощный рычаг частных продаж", - говорит Елизавета Хоботина. По ее словам, больших отличий между категориями на рынке С2С по сравнению с рынком B2С-интернет-торговли нет - там один и тот же топ категорий.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын напомнил, что Data Insight оценивает весь рынок интернет-торговли в 2020 г. в 2,5 трлн руб. "Рынок торговли между частными лицами в Китае оценивают в 40%, хотя, к примеру, в США он существенно ниже. Если Россия больше похожа на Китай, то 40% от 2,5 трлн руб. - это как раз 1 трлн руб. И наоборот, если Data Insight все сосчитала правильно, то значит, у нас, как в Китае, - С2С составляет 40% оборота электронной торговли. Можно пойти и другим путем, исходя из оценок выручки и комиссий Avito, партнера Data Insight по этому исследованию, и учитывая, что на рынке есть и другие игроки. Это даст приблизительно такую же величину, хотя я думаю, что тут многое зависит от того, что и как считать. Но вряд ли получится меньше 500 млрд руб.", - объясняет Леонид Делицын.
По его прогнозам, рынок будет расти, приблизительно так же, как и рынок электронной торговли в целом. "Кажется очевидным, что в периоды слабой экономической активности и затягивания поясов люди чувствительны к ценам и начинают покупать и продавать "из рук в руки". Неспроста некоторые крупные интернет-проекты активно развивают свои "барахолки". К тому же потребители в этом году вообще сместили поиски в онлайн, и продавцы - вслед за ними. Однако иногда такая простая логика приводила и к ошибкам - например, в случае купонных агрегаторов. Лет 10-12 назад казалось, что теперь все будет продаваться только при помощи купонов. Однако бум утих, и купоны занимают такое же место в торговле, что и раньше. А в начале века онлайн-аукцион eBay, первопроходец C2C, стоил дороже Amazon и был любимцем фондового рынка, а теперь, наоборот, капитализация Amazon в 40 раз выше, чем у eBay", - рассказывает Леонид Делицын.
Преподаватель школы бизнеса "Синергия" Андрей Коновалов считает, что данные Data Insight завышены. "Весь ВВП России составляет около 110 трлн руб. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2020 г. рост интернет-торговли в стране достиг примерно 4,8 трлн руб. Неужели 1 трлн из этой суммы приходится на сегмент С2С? Сомнительно", - размышляет Андрей Коновалов.
"При оценке сегмента С2С существует проблема: рынок оценивается не по доле, а по числу транзакций. При этом в 2019 г. рынок показывал уже двукратный рост за два года. Он вырос на 92,5% до 568 млрд руб. в 2019 г. против 295 млрд руб. в 2017 г. Пандемия могла дополнительно подстегнуть этот рост", - объясняет Андрей Коновалов.
По его прогнозам, рынок будет расти из-за увеличения доступа к интернету, ежегодного повышения вовлеченности интернет-аудитории, а также из-за падения платежеспособного спроса и переключения внимания граждан на вторичный рынок.