Маркетплейсы наращивают мощности
Более чем для половины (55%) селлеров, использующих маркетплейсы для продажи товаров, это основной или единственный канал продаж. Почти половина продавцов маркетплейсов (45%) вообще не используют для продаж свой интернет-магазин или сайт. А в офлайне продают еще меньше - лишь 34% предпринимателей из тех, кто уже работает с маркетплейсами.
В целом стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами - с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы: диапазон составляет 3-22% от завершенной продажи (оплаченного и доставленного покупателю товара). Самыми низкими продавцы считают комиссии AliExpress: 0% за продажу первых 100 товаров, затем 5% или 8%, в зависимости от категории.
"В 2020 г. большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, "Яндекс.Маркет" и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и "Яндекс.Маркета", - комментирует партнер Data Insight Федор Вирин.
Старший аналитик Data Insight Елизавета Хоботина отмечает, что в 2020 г. оборот e-commerce, по предварительным оценкам Data Insight, вырос на 47% и достиг 2,5 трлн руб. В 2021 г. маркетплейсы также продолжат активный рост. "Этот рост был обеспечен в первую очередь ростом маркетплейсов - крупнейшие площадки выросли в обороте в два-три раза. В 2020 г. произошел резкий приток продавцов на маркетплейсы: производители и офлайновый бизнес искали новые каналы для работы в условиях ограничений. Этот рост будет продолжаться и в 2021 г. Но, разумеется, рост продаж через маркетплейсы не означает, что этот канал станет у продавцов единственным: многие делают ставку на DTC или social commerce", - считает Елизавета Хоботина.
"Мы только вступаем в стадию консолидации. Во-первых, в нашей стране доля e-commerce в торговом обороте еще ниже мировой, и есть возможность расти вместе с рынком. Во-вторых, за 2020 г. определилась расстановка сил - "Беру" вернулся под крыло "Яндекс.Маркета", goods.ru вошел в состав экосистемы Сбера. Все только начинается", - отмечает Елизавета Хоботина.
"Прошлый год ознаменовался активным переходом россиян в онлайн и, как следствие, мощным развитием мультикатегорийных онлайн-площадок. Оборот от продаж Ozon в 2020 г. вырос более чем на 140% в годовом сопоставлении, а количество выполненных заказов было на 132% больше, чем в 2019 г. Дополнительным драйвером роста для компании стала пандемия. Во II квартале оборот площадки вырос практически в три раза. Пандемия не просто привела в онлайн новых покупателей, она сформировала привычку покупать в интернете", - сообщили в пресс-службе Ozon.
"Также прошлый год привлек в онлайн не только покупателей, но и продавцов. Возможность продавать офлайн была ограничена, а маркетплейсы давали возможность масштабировать продажи на всю страну. Селлеры на маркетплейсе Ozon управляют своим ассортиментом и ценами, а мы предоставляем им доступ к аудитории, рекламные инструменты и логистику, которая дает возможность доставлять по всей стране. По итогам года на площадке активно продавали более 20 тыс. продавцов. Сегодня на Ozon представлено более 10 млн товарных наименований, более 90% этого ассортимента - товары продавцов маркетплейса", - подчеркнули в пресс-службе Ozon.
"В этом году мы изменили подход к формированию вознаграждения, которое площадка получает от партнеров маркетплейса. Новый подход позволит большинству продавцов площадки сократить расходы - за счет снижения комиссии за продажу и более прозрачных тарифов на логистику. В первую очередь речь идет о снижении комиссии за продажу товаров. В результате изменений средний размер комиссии за продажу на площадке сократился более чем в два раза. Для большинства категорий процент за продажу составляет 5% от стоимости товаров. Также мы отменили минимальный порог комиссии, что позволяет с выгодой продавать на площадке даже самые недорогие товары", - сообщили в пресс-службе Ozon.
Среди других мер, которые предпринимаются для привлечения продавцов на площадку и которые дают свои плоды, - развитие логистической инфраструктуры, отметили в пресс-службе Ozon. В 2020 г. Ozon начал операции в новых фулфилмент-центрах в Ростове-на-Дону, Казани, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Это позволило ускорить доставку товаров региональным покупателям и дать больше логистических возможностей локальным продавцам. В 2021 г. мы продолжим развивать инфраструктуру как фулфилмент-центров, так и "последней мили" по всей стране.