Digital IQ российских компаний достиг золотой середины
Исследование проводилось в конце 2020 г., в нем приняли участие более 100 руководителей и специалистов из промышленных предприятий, банков, телекоммуникационных компаний, сферы транспорта и логистики. Респонденты составили портрет "идеальной цифровой компании". Так, 81% респондентов считают, что это организации, которые активно интегрируют технологии в продукты и сервисы. 80% полагают, что цифровые лидеры используют ИТ-решения для взаимодействия с клиентами. 77% отметили, что компании с высоким уровнем цифровой зрелости применяют технологии для принятия решений и улучшения бизнес-процессов. Более половины респондентов оценивают цифровизацию как непрерывный процесс повышения эффективности бизнеса. Это одна из причин, по которой даже в разгар пандемии и экономического спада 94% компаний не сокращали бюджеты на инновационные проекты.
Для развития Digital IQ респонденты используют искусственный интеллект (ИИ), роботов и интернет вещей. Большинство участников исследования сообщили, что в 2021 г. собираются увеличить инвестиции в решения для автоматизации и роботизации процессов. На втором месте по приоритету оказались облачные сервисы. На третьем - модернизация инфраструктуры для обеспечения кибербезопасности и развитие каналов прямых продаж.
"Особое место в рейтинге перспективных разработок занимает интеллектуальный анализ бизнес-процессов - именно эти технологии будут наиболее востребованы в ближайшие два года. По нашим данным, к 2023 г. спрос на платформы класса Process Mining и Process Intelligence в России вырастет на 140%. Это связано с тем, что многие участники рынка хотят постепенно переходить от отчетов и опросов к интеллектуальным системам Process Mining с элементами предиктивной аналитики. Это позволит им точнее понимать, как устроены их бизнес-процессы, где основные точки роста и какие проекты принесут им наибольшую прибыль", - комментирует партнер, руководитель технологической практики "PwC Россия" Алексей Окишев.
"Наше исследование показало, что, хотя представители различных сегментов рынка по-разному оценивают уровень своей цифровой зрелости, они едины во мнении, что для развития бизнеса необходимо постоянно внедрять перспективные технологии, повышать качество обслуживания и автоматизировать рутинные задачи, а также использовать современные инструменты для анализа и оценки эффективности проектов. Мы в ABBYY солидарны с опрошенными экспертами. Цифровым лидерам нужны решения, которые помогут им получать полное представление о бизнес-процессах и управлять огромными объемами данных. Именно они позволят компаниям вывести Digital IQ на новый уровень", - комментирует генеральный директор "ABBYY Россия" Дмитрий Шушкин.
По словам Дмитрия Шушкина, наиболее перспективными участники российского рынка считают искусственный интеллект, RPA и IoT. Именно эти технологии, по их мнению, будут способствовать развитию Digital IQ в ближайшие несколько лет. "Кроме того, огромный скачок роста - на 140% - прогнозируется для Process Mining. Причин такого интереса к Process Mining несколько. Управленческие - годами отработанные бизнес-процессы из-за пандемии пришлось перестраивать. Это потребовало дополнительного анализа показателей, а также усиления контроля со стороны руководителей. Технологические причины - такие технологии, как RPA, вышли на плато продуктивности, проектов с их применением стало больше. Но чтобы технологии работали эффективно, необходимо сначала правильно выстроить процессы, а для этого Process Mining также служит подспорьем. Третья причина - экономическая. Сейчас бизнес взвешенно подходит к инвестициям в проекты. Компании хотят понимать экономический эффект от внедрения вплоть до конкретных цифр. Все это приводит к росту интереса к Process Mining как инструменту повышения Digital IQ. Мы видим это на примере платформы ABBYY Timeline. За последнее время увеличилось количество пилотов в банках, промышленных компаниях, медицинских организациях", - отметил Дмитрий Шушкин.
Бизнес-аналитик центра компетенций по системам управления ИТ и мониторинга компании "Техносерв" Станислав Кузубов, рассказывает, что опыт недавних проектов по внедрению систем оптимизации процессов с использованием Process Mining полностью подтверждает оценку, приведенную в исследовании. "На мой взгляд, первое место по востребованности у решений для автоматизации и роботизации бизнес-процессов совершенно заслуженно. Об этом говорят как представители бизнес-направлений, так и ИТ-подразделений наших заказчиков из финансового сектора, телекома и ретейла. Даже рядовые сотрудники как участники бизнес-процессов понимают, что скоро часть их функционала будет автоматизирована или роботизирована. Именно поэтому мы видим заинтересованность людей в том, чтобы научиться самостоятельно анализировать бизнес-процессы, понимать и находить потенциал для их улучшения. Благодаря этому растет интерес к системам процесс-майнинга с элементами предсказания и имитационного моделирования. Они позволяют на основе реальных исторических данных процесса построить модель, в которой можно менять входные параметры и видеть, как это отражается на метриках процессов. Например, система сможет ответить на вопрос, как изменится время обработки исходящего валютного платежного поручения, если в группу валютного контроля добавить еще двух сотрудников. Или сколько сотрудников необходимо добавить, чтобы уменьшить среднее время обработки документа с 15 до 10 минут", - объясняет Станислав Кузубов.