Цифровизация принесет $72 млрд
Специалисты из J’son & Partners Consulting считают, что к 2030 г. снижение стоимости передачи данных должно быть в восемь раз больше, чем обеспечивает текущий тренд на снижение удельной стоимости трафика за счет постоянного умощнения сетей связи без изменения их архитектуры. Используемая в мире и в России в настоящее время архитектура сетей и вычислительных узлов не позволяет создавать коммерчески успешные сети распределенных вычислений, покрывающие не только территории крупных городов, но и большие пространства с низкой плотностью абонентов с требуемыми показателями доступности, безопасности и удельной стоимости передачи и обработки данных.
Как отмечают эксперты, главная сложность состоит в том, что отрасли, цифровизация которых является нетто-прибыльной, как правило, находятся за пределами зон уверенного покрытия наземными сетями связи. Это транспорт и логистика, энергетика, добывающие отрасли и сельское хозяйство. Более того, даже такая наукоемкая отрасль, как машиностроение, уже вынесена из крупных городов.
Проблема состоит в том, что сети предыдущих поколений ориентированы на покрытие крупных городов, а коммерческая окупаемость сетей, покрывающих районы с низкой плотностью населения, практически недостижима при условии использования технологий предыдущих поколений.
Таким образом, по мнению консультантов J’son & Partners Consulting, стратегическое развитие и внедрение сетей связи 5G в России должно учитывать, помимо сложившихся реалий существующего рынка услуг связи, особенности и потребности в сетях связи различных отраслей экономики в свете перспектив неизбежной цифровизации.
По оценкам консультантов J’son & Partners Consulting в консервативном сценарии, начальный экономический эффект от цифровизации 17 отраслей реального сектора экономики в России составит $72 млрд в 2030 г.
Размер экономического эффекта от цифровизации отраслей (по всей цепочке добавленной стоимости) является основным источником монетизации развертывания сетей связи нового поколения, а также ключевым вводным параметром для определения требований к сетям нового поколения - как технических, так и ценовых. При этом модель продукт-сервис (as a service, aaS) позволяет перевести и экономический эффект, и затраты на его получение в термины регулярного финансового результата и регулярных же затрат, то есть исключить временной лаг между затратами и получением результата.
"Оценка экономического эффекта от цифровизации в 17 отраслях экономики - это задача, скорее, экономистов и аналитиков, чем оператора связи. Однако мы согласны, что основным источником монетизации развертывания сетей связи нового поколения является масштабная цифровизация различных отраслей промышленности. Мы также ожидаем активного проникновения цифровых услуг в госсектор: государство совместно с операторами работает над развитием новых digital-площадок, чтобы перенести максимальное количество государственных услуг в онлайн. Исходя из темпов роста трафика и перспектив цифровизации разных отраслей экономики следует ускорить коммерческий запуск сетей 5G, которые выполнят задачу по разгрузке текущей инфраструктуры. Проникновение технологий в различные сферы экономики невозможно без капитальных инвестиций в развитие сетей, затрат на разработку приложений и технологических платформ. Что касается работы операторов в малонаселенных районах, то зачастую компания строит сеть в этих низкомаржинальных локациях в рамках программ по устранению цифрового неравенства и политики КСО. Вместе с тем мы отмечали, что именно жители малонаселенных пунктов становятся наиболее активными пользователями цифровых сервисов, компенсируя тем самым физическую удаленность от мегаполисов", - рассказали в пресс-службе Tele2.
Технический директор "Сател" Евгений Мосин считает, что отраслям реального сектора экономики так или иначе придется осуществить капитальные затраты, которые будут отличаться между собой в зависимости от ключевых целей и задач по цифровизации, стоящих перед компаниями. "Например, по опыту зарубежных и отечественных компаний, работающих в таких секторах экономики, как логистика или ретейл, можно с уверенностью сказать, что даже при наличии "хорошего фундамента" и отлаженных бизнес-процессов невозможно провести цифровизацию без дополнительных затрат и вложений, которые необходимы для покупки и внедрения специализированных программных решений, а также технологий искусственного интеллекта в различных проявлениях - от предиктивных алгоритмов до машинного зрения и речевого анализа", - объясняет Евгений Мосин.
По его словам, чтобы цифровизировать реальный сектор экономики, не надо полностью обновлять сети связи в районах с низкой плотностью населения, поскольку сети связи предыдущих поколений, начиная с 3G, имеют достаточную пропускную способность, чтобы обеспечить необходимую полосу пропускания для передачи информации от подвижных или стационарных объектов. "В случае с более старым оборудованием - безусловно, потребуется, но, опять же, все зависит от целей и задач. Я считаю, что на текущем этапе нужно сделать необходимый минимум, а дальше с учетом целей и задач, а также учитывая прогресс, нужно будет безусловно что-то обновлять. Компании, которые недовольны качеством покрытия сотовой связи на своих территориях, давно и с успехом проводят локальную модернизацию для собственных целей", - рассказал Евгений Мосин.