E-commerce идет в гору
Согласно данным Data Insight, в сентябре российский рынок e-commerce превысил рекордные показатели, которые достигнуты в мае на пике режима самоизоляции. Количество онлайн-заказов в сентябре составило 63,5 млн (без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки). Это на 5,3% выше августовских показателей, на 2,5% выше прежнего рекорда от мая 2020 г. и на 62% больше, чем в августе прошлого года.
Как считают аналитики Data Insight, сентябрьские результаты подтверждают, что долгосрочный положительный эффект для рынка e-сommerce от весенней самоизоляции куда масштабнее, чем краткосрочный выигрыш в апреле-мае.
Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов считает, что такие выводы не совсем корректны. "Апрель, как мы видим, был падающим. Май был первым месяцем после самого жесткого апрельского карантина, и он показал сильный рост. В сентябре мы увидели рост заболеваемости из-за второй волны эпидемии, но без введения серьезных ограничений. Иначе говоря, режим самоизоляции - добровольный или вынужденный - не особо сильно коррелирует с данными по онлайн-продажам. И даже ухудшает их. В большей мере, как мне кажется, на появление рекордов весной и осенью сыграли сезонные факторы, в частности начало летне-дачного сезона в мае и учебно-делового в сентябре. На май также, очевидно, пришелся восстановительный спрос после падения закупок в апреле 2020 г.", - пояснил Валерий Емельянов.
По его словам, общий тренд в сторону роста e-commerce наблюдается с докризисных месяцев. "Любопытно, что скорость роста не увеличивалась, просто в какие-то месяцы продажи падали - апрель и июнь, - а потом быстро нагоняли прошлогодние темпы. За первые девять месяцев 2019 г. наблюдаемые в данном исследовании сегменты рынка выросли на 33% (с 30 млн до 40 млн заказов), за тот же период 2020 г. рост тоже на 33% (с 48 млн до 63,5 млн). То есть приведенные данные говорят нам, что мы имели бы к октябрю ровно те же цифры и без пандемии. Огромный прирост в сентябре по непродуктовым онлайн-продажам (в годовом выражении) на целых на 62% - это не следствие пандемии. Это по большей части эффект бурного роста рынка перед Новым годом 2019-2020. Хотя, думаю, что дело было не только в праздниках, но и в качественном улучшении логистики у онлайн-продавцов во второй половине предыдущего года", - подчеркивает Валерий Емельянов.
Как отмечает эксперт, отчеты непродуктовой розницы, в частности по мебели и детским товарам, показывают рост доли онлайн-реализации до 20%. "В сфере продажи электроники эта доля сейчас составляет порядка 30%. Но если брать в целом российский рынок, то пока еще у людей не сформировалась привычка покупать большую часть товаров онлайн. Всего 10% продаж приходится на интернет-торговлю. При существующих темпах цифровизации потребуется еще около трех лет, прежде чем свыше 50% всех розничных продаж будет идти через онлайн-каналы", - говорит Валерий Емельянов.
"Я разделяю гипотезу исследователей Data Insight, что весенняя самоизоляция будет иметь долгосрочный положительный эффект для рынка e-сommerce, и всячески ее пропагандирую", - говорит аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. Однако, по его словам, чтобы разделить влияние многих факторов на динамику числа заказов, нужно построить сколько-либо обоснованную модель этого показателя и описать это влияние. "В современном глобальном разделении труда для такой задачи предназначены американские университеты, специалисты которых должны учитывать, во-первых, изменение состава потребителей, во-вторых, рост их опыта использования интернета, в-третьих, изменение их потребительского поведения в связи с коронавирусом. В том числе и второй волны. Возможно, это должны быть мультиагентные модели, а возможно, хватит и обычных регрессионных. Но у нас, я практически уверен, заниматься этим серьезно и долго никто не будет, потому что, если у нашей индустрии спрос на такие модели и проснется, она их будет искать в Вортоне и Принстоне", - считает Леонид Делицын.
По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе у людей сформируется привычка покупать товары онлайн. "Даже если бы у людей она не сформировалась сама собой, у них со временем не останется выхода. Попробуйте сегодня отправить телеграмму. Телеграф больше не отправляет телеграммы, там теперь магазин FixPrice и торговля цветами и медом. Продавцы традиционных магазинов электроники еще перед первой волной направляли к себе на сайт. Одни магазины превратятся в дарксторы, другие - в шоурумы, а покупать мы все будем онлайн", - говорит Леонид Делицын.