COVID подстегнет развитие интернет-торговли
Data Insight построил прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные (для роста) и отрицательные факторы. По данным прогноза, средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей. Естественный рост интернет-торговли без учета влияния коронакризиса (но с учетом инвестиций в интернет-торговлю крупнейших игроков) составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период, то есть рынок интернет-торговли в 2024 году составил бы 5,6 триллиона рублей.
Таким образом, как указано в исследовании, факторы кризиса дополнительно приносят в онлайн-продажи 1,6 триллиона рублей за 5 лет. Прогноз построен через рассмотрение вклада каждого отдельного фактора в рост интернет-торговли с одновременной проверкой взаимного влияния факторов друг на друга. В исследовании названы шесть факторов, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж в 2020-2024 годах. В первую очередь, это новые онлайн-покупатели: по оценкам Data Insight три месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 миллионов человек. Важную роль сыграла также изоляция дома: потребители, вынужденные сократить свои походы в магазины делали в течение трех месяцев онлайне больше покупок чем обычно, тратя каждый раз больше денег. Еще одним фактором, увеличивающим продажи, стало увеличение частоты покупок в месяцы следующие за изоляцией: даже после окончания изоляции потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры, мы предполагаем, что этот фактор будет иметь значение в 20 и 21 году, после чего сойдет на нет. Следует также упомянуть переход части людей на удаленную работу: по оценкам Data Insight в результате коронакризиса 2020 и пересмотра многими компаниями политики работы в офиса, 5-7 миллионов человек в России перейдут на удаленную работу (включая и новых нанятых сотрудников, которые сразу станут удаленными).
Исследовали также отмечают рост онлайн-продаж FMCG: за счет ускоренного роста спроса и предложения (последнее важнее) в период изоляции и после него. Не стоит забывать также о падении покупательской способности и потребительской активности: негативный фактор снижения объема потребления. По оценкам Data Insight он оказывает влияние только на показное/премиальное потребление среднего класса. Обычное потребление растет за счет каннибализации оффлайн-продаж.
"Из прогноза Data Insight следует, что рынок электронной коммерции за 5 лет вырастет в 4,2 раза, а без коронавируса вырос бы в 3,9 раза", - комментирует результаты исследования аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. По оценке аналитика, в таком случае абсолютно правы инвесторы, снова поверившие в электронную коммерцию, не говоря уже о лидерах отечественного Интернета и экосистемах банков, которые срочно включились в строительство маркетплейсов. "Остается лишь пожалеть, что на российском фондовом рынке инвестировать в российские онлайн-магазины можно пока разве что косвенно, вкладываясь в Mail.Ru, Яндекс и Сбербанк, а публичных компаний, подобных Amazon.com или Alibaba, пока так и не появилось.
Единственным отечественным опытом пока остается Utinet, давно покинувший биржу. Тщательный прогноз развития электронной коммерции должен был бы быть основан на изучении поведения пользователей Интернета. К примеру, было бы установлено, что в среднем 25-летний житель региона столицы, имеющий 12 лет онлайн-опыта, покупает в течение года товаров на такую-то сумму и увеличивает эти траты на 10% в год. А для 75-летнего жителя столицы, который не пользуется Сетью сам, а продукты покупает в магазине у дома, в дни изоляции товары заказывала онлайн 50-летняя дочь", - размышляет Леонид Делицын.
По его словам, проектируя возрастные когорты на будущее и оценивая их затраты, прогнозисты смогли бы довольно точно и устойчиво предсказывать объём электронной коммерции. Однако такая точность вряд ли окупалась бы – она просто не требуется практикам. "В общем-то, практиков удовлетворят темпы и в 15%, а не только в 25%. Прогноз Data Insight, скорее всего, верный. Простейшую проверку может сделать каждый: считая, что раз электронная торговля росла с темпами 20-25%, а потенциал ее далек от исчерпания, предположить, что ещё от трёх до пяти лет рост тенденции продолжится. При таком грубом предположении получим рост в 2,5-3,0 раза по итогам 2024 года в сравнении с 2019 годом. Коронавирус увеличивает онлайн-продажи. Это даже доказывать не надо, поскольку каждый знает это как потребитель, а пресса писала о том, как владельцы традиционных торговых сетей срочно осваивали маркетплейсы, чтобы спасти свой бизнес. Даже самая экспертная оценка увеличения объёма онлайна за счёт изменения нашего поведения – плюс пять процентов – уже позволит ожидать роста рынка за пять лет в четыре раза. Довольно близко к тому, что получилось у Data Insight. Соответственно, я вполне согласен с оценками этих исследователей", - говорит Леонид Делицын.
Однако аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что приведенные цифры выглядят слишком впечатляюще. "Средний ежегодный рост (CAGR) онлайн-торговли в России в последние годы составляет около 9%. Это нормальный среднегодовой темп прироста выручки продаж. И сейчас рынок действительно составляет около 1,6 трлн. То есть к середине текущего десятилетия без учета карантина он составил бы 2,5 трлн рублей, что очень далеко от заявленных 7,2. Вообще CAGR в размере 25-30% наблюдается в исключительных отраслях, которые еще в стадии формирования, например, роботодоставка товаров или медицина на искусственном интеллекте. Даже в Индии онлайн-продажи прибавляют всего 18% в год, а это мировой лидер по темпам цифровизации продаж. В общем, к данным цифрам есть вопросы", - отмечает Валерий Емельянов. Он считает, что факторы изоляции и удаленной работы действительно позитивно влияют на динамику продаж. "Не исключено, что в этом году рынок e-commerce вырастет на 12-15%, то есть порядка трети прироста или даже до половины будет связано с эпидемией", - считает Валерий Емельянов.