"Экспресс-АМ6" деградировал
Оператор спутниковой связи "Радуга-Интернет" прекратил оказывать сервис широкополосного доступа в интернет через ИСЗ "Экспресс-АМ6". Об этом компания сообщила 25 марта на своем сайте. В сообщении оператора говорится, что дальнейшая работа спутниковых VSAT-станций, уже настроенных на этот спутник, невозможна.
Такое решение руководство ООО "Радуга-Интернет" приняло после того, как компания получила информационное письмо от ГПКС, извещающее партнеров о том, что "после проведения 25 марта 2020 г. внеплановых профилактических работ на КА "Экспресс-АМ6" стволы Ка-диапазона будут отключены".
Причиной отключения стала аномальная работа жидкостного контура системы терморегулирования космического аппарата "Экспресс-АМ6", которая привела к деградации технических характеристик спутника.
"После проведения 25 марта 2020 года работ по реконфигурации полезной нагрузки на космическом аппарате "Экспресс-АМ6" (53° в.д.) выключены транспондеры Ка-диапазона. Причиной выключения стала аномальная работа жидкостного контура системы терморегулирования указанного спутника и, как следствие, невозможность эксплуатации аппарата в полной конфигурации.
В настоящее время ГП КС совместно с заинтересованными компаниями-операторами прорабатывает различные варианты по переводу пользователей сетей VSAT в Ка-диапазоне на другие космические аппараты", - сообщила пресс-служба ГП КС.
Чтобы справиться с произошедшим "Радуга-Интернет" подготовила план мероприятий по переводу действующих абонентов на другие спутники связи, включая замену клиентского оборудования, если это потребуется. "Мы приносим извинения за данные форс-мажорные обстоятельства и со своей стороны постараемся сделать все возможное для бесперебойной работы интернет-сервисов", - сообщается в обращении оператора.
Однако эффект от отключения стволов Ка-диапазона на спутнике "Экспресс-АМ6" испытала не только "Радуга-Интернет". "В данный момент нами проводится комплекс мер по переводу всех абонентских станций на альтернативные ИСЗ, - сообщил ComNews коммерческий директор ГК AltegroSky Руслан Акчулпанов. - Технологические возможности и разнообразие платформ Ka- и Ku-диапазонов в сети AltegroSky позволяют нам выполнить перевод в краткие сроки". По его словам, для части абонентов предоставление сервисов уже восстановлено, а завершение всех работ запланировано на ближайшее время.
Аналогичное письмо от ГПКС 25 марта получил и спутниковый интернет-оператор "Стриж". "Отключение произошло сегодня ночью, сейчас стволы Ка-диапазона на "Экспресс-АМ6" отключены, - рассказал ComNews вчера генеральный директор ООО "Стриж" Андрей Ромулов. - Остальные транспондеры, по нашей информации, работают штатно".
Андрей Ромулов заявил о том, что в результате аварии без услуг спутникового ШПД осталось около 3000 клиентов. "Сейчас мы совместно с коллегами из ГПКС разрабатываем план перевода клиентов на альтернативные спутники. 99,5% клиентов можно перевести на другие КА, сейчас мы определяем условия и сроки. Все силы мобилизованы для решения проблемы, усилен наш контакт-центр для оперативного информирования клиентов и обработки потока обращений", - рассказал глава "Стрижа".
Говоря о масштабах произошедшего, Андрей Ромулов отметил, что почти 60% клиентов можно перевести оперативно без замены оборудования: им достаточно повернуть антенну и произвести минимальные настройки. "Сейчас клиентам в этом дистанционно помогают наши инженеры технической поддержки. Остальным необходима замена оборудования и помощь на местах. Этим сейчас занимаются наши штатные специалисты и сертифицированные партнеры в регионах. Наша цель - перевести клиентов в кратчайшие сроки, и мы будем делать все, что в наших силах, чтобы сократить время простоя услуг", - пообещал руководитель "Стрижа".
Акционер оператора спутниковой связи Ka-диапазона "КА-Интернет" Сергей Пехтерев рассказал о том, что компания проанализировала ситуацию и составила план по переводу клиентов на другие спутники - "Экспресс-АМУ1", "Ямал-601", "Экспресс-АМ33" и "Экспресс-АМ5". "Наша задача состоит в том, чтобы перевести всех клиентов в минимальные сроки. Однако в свете мероприятий по борьбе с коронавирусом в стране этот процесс может затянуться и занять 10-15 дней, особенно для труднодоступных регионов", - говорит Сергей Пехтерев. Поскольку для некоторых удаленных клиентов нужно доставить альтернативный комплект VSAT-терминала, то компания является заложником транспортных служб и "Почты России". "Там, где можно просто перевести имеющийся терминал на другой спутник, процесс перевода и возобновления сервиса займет считаные дни, главное - доставить до клиента инструкцию по порядку действий", - объяснил Сергей Пехтерев.
По оценкам Руслана Акчулпанова, сложившаяся ситуация безусловно затронет большинство операторов. "Для VSAT-рынка - это тяжелый удар. Наш бизнес в принципе имеет невысокую рентабельность, а сейчас VSAT-операторам придется потратить большие средства на организацию замены оборудования плюс потери дохода в период простоя", - сетует Сергей Пехтерев.
По данным независимого эксперта Игоря Ильинчика, есть переизбыток ресурса в Ка-диапазоне на "Экспресс-АМУ1" и "Ямал-601". "VNO-операторам и пользователям Ка-диапазона "Экспресс-АМ6", как ни прискорбно, придется переводить свои сети на оборудование другого вендора, - говорит Игорь Ильинчик. - Отдельно хочу выразить сочувствие и поддержку в адрес оператора "Радуга-Интернет" и его бенефициаров в связи со случившимся на орбите форс-мажором. Учитывая ситуацию с коронавирусом, уместно вспомнить поговорку "беда никогда не пришпилит одна".
Российский спутник "Экспресс-АМ6" по заказу ГПКС создало АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнёва" совместно с ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) и компанией MDA Corporation (Канада). "Экспресс-АМ6" был изготовлен для Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг." в рамках Федеральной космической программы России на период до 2015 г. Спутник "Экспресс-АМ6" оснащен 72 транспондерами C-, Ku-, Ka- и L-диапазона на базе платформы "Экспресс-2000" (общий ресурс - более 2700 МГц). Срок активного существования КА по целевому назначению составляет 15 лет.
"Экспресс-АМ6" запустили на орбиту 21 октября 2014 г. Коммерческая эксплуатация спутника началась 22 апреля 2015 г. (см. новость ComNews от 22 апреля 2015 г.). "Экспресс-АМ6" занимает орбитальную позицию 53° в.д. и покрывает территории России, Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии. До этого момента в данной позиции работал космический аппарат "Экспресс-АМ22". "Экспресс-АМ6" предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, высокоскоростной передачи данных и широкополосного доступа к информационным ресурсам (в Ка- диапазоне частот), услуг мультимедиа, телефонии и подвижной связи на территории Европейской части России, Урала и Западной Сибири. Ресурс спутника "Экспресс-АМ6" также рассчитан на российских и зарубежных пользователей на территории стран Африки, Европы и Ближнего Востока.
Согласно материалам закупок ГПКС, "Экспресс-АМ6" в период с 31 марта 2019 г. по 31 марта 2020 г. был застрахован на сумму 4,6 млрд руб. Доля ПАО "Ингосстрах" в страховом договоре составила 60%, АО "Согаз" - 30% и ОАО "АльфаСтрахование" - 10%.