Громкой рекламе объявлена война
ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
01.07.2008
Латвийский Национальный совет по радио и телевидению начал борьбу со слишком громкой рекламой на телеканалах, доставляющей дискомфорт зрителям. Однако решить проблему непросто, ибо мешает законодательный вакуум.
Многие латвийские зрители возмущены тем, что рекламные блоки во время телепередач звучат прямо-таки на повышенных децибелах - их уровень звука выше в несколько раз, и это доставляет людям серьезные неудобства. Если один из членов семьи дремлет, а другой, уменьшив звук, смотрит фильм, орущая реклама заставляет людей вздрагивать, просыпаться и получать стресс. Как рассказала ComNews заместитель председателя Национального совета по радио и телевидению Даце Буцениеце, проблема существует давно. Однако раньше жалобы были единичные - по нескольку в месяц. Но в начале этого года они хлынули просто лавиной, и Совет решил разобраться в ситуации.
По словам технического специалиста Совета Эрика Гайлитиса, такие казусы со звуком отнюдь не злой умысел телевизионщиков, которые, выполняя заказ рекламных агентств, пытаются таким образом привлечь внимание к роликам: "Хотя многие зрители думают, что технические работники телевидения во время рекламных пауз специально повышают громкость, это не соответствует действительности. Субъективно реклама звучит громче, поскольку в процессе изготовления роликов используется компрессия сигнала - метод сжатия, который влияет на громкость".
Выяснив причину, Совет стал искать решение. Отметим, что проблема существует практически на всех местных и зарубежных каналах. Но, учитывая реалии, первым делом стали решать вопрос с местными вещательными организациями, напрямую попадающими под юрисдикцию Совета, - LTV, LNT, TV3 и TV5.
Как отмечает Даце Буцениеце, ряд телеканалов уже приобрели соответствующее оборудование для измерения уровня звука, а также внедрили системы, позволяющие уменьшать громкость воспроизведения клипов. А Эрик Гайлитис добавляет, что вещательные организации стараются вставлять рекламные блоки во время сюжетов, богатых звуковыми эффектами. Так что ситуация уже многократно улучшилась, а до конца года Совет обещает полностью разобраться с национальными каналами.
Однако реально ситуация отнюдь не столь проста и чревата серьезными юридическими последствиями. Как рассказал ComNews технический директор LTV Илмарс Муулс, компрессия звука, позволяющая увеличить громкость воспроизведения ролика в два-три раза, при изготовлении рекламы делается вполне сознательно - чтобы привлечь внимание. "Нам постоянно звонят зрители, жалуясь, что громкая реклама в вечерних блоках будит детей, - говорит он, - реклама идет с отдельного сервера, и чисто технически мы можем сделать громкость меньше. Однако рекламодателям это очень не нравится. Возникает конфликт - они жалуются, что реклама им кажется слишком тихой", - рассказал Илмарс Муулс. А это грозит судебными тяжбами. Впрочем, в Национальном совете по радио и телевидению говорят, что пока судебных прецедентов не было.
Корень зла кроется в том, что в латвийском законе "О радио и телевидении" упоминаются разные аспекты, связанные с рекламой, но при этом ни слова не сказано, что она должна отвечать определенным техническим параметрам. Никаких подзаконных актов и нормативов, регулирующих этот вопрос, нет.
"Теоретически в законодательстве должна быть специальная норма - насколько уровень звука может быть субъективно громче, чем программный сигнал. Это можно выразить в децибелах, есть также такой термин, как псофометрические кривые. И можно четко написать, не выше какого уровня может быть субъективная громкость. Если параметры не соответствуют - такая реклама снимается. Кроме того, это решило бы вопрос с разнобоем звука в рекламных роликах различных студий - ведь сейчас их делают на свое усмотрение, без единого стандарта", - говорит Илмарс Муулс.
Глава рекламного агентства Mediapool Latvia член Латвийской рекламной ассоциации Валдис Тилгалис отрицает, что уровень звука в рекламных роликах повышают целенаправленно: "Не помню, чтобы клиенты высказывали пожелания сделать рекламу громче. Так что это происходит не сознательно, а нечаянно". Тем не менее он не исключает, что, возможно, кто-то из рекламодателей и оговаривает такие условия с изготовителями роликов.
По словам Валдиса Тилгалиса, рекламные агентства не возражают против того, чтобы вещательные организации "выравнивали звук". Однако есть нюанс, связанный с авторскими правами. "Если изготовлен клип или реклама, никто кроме заказчика не вправе вносить какие-либо изменения", - отметил Валдис Тилгалис. Чисто теоретически он допускает возможность возникновения юридических прецедентов. Он уверен: чтобы избежать возможных эксцессов и поставить точки над "i", надо более точно сформулировать критерии и технические условия.
Даце Буцениеце говорит, что сейчас в Сейме рассматривается новый законопроект об электронных СМИ, призванный заменить закон "О радио и телевидении". И есть предложения внести поправку о том, что громкость звука во время рекламных пауз не должна превышать громкость телепередачи. Однако реально закон может вступить в силу лишь в начале следующего года. А конкретные технические стандарты, которые указывают в подзаконных актах, еще только предстоит разработать. Причем неясно, кто и в каком виде должен создавать эти стандарты.
В целом же эксперты полагают, что всем заинтересованным сторонам - представителям Национального совета по радио и телевидению, рекламным агентствам, студиям - надо собраться за круглым столом и обсудить этот вопрос. Возможно, урегулировать его удастся и не внося поправки в закон. По словам Даце Буцениеце, по крайней мере с рекламными агентствами Совет собирается открыть дискуссию в сентябре.
Отметим, что, даже если стороны придут к консенсусу, на этом вопрос громкости рекламных роликов отнюдь не будет закрыт. Ведь большинство населения смотрит каналы кабельного ТВ. А в кабельных сетях имеется точно такая же проблема. При этом сложность заключается в том, что местные операторы выступают лишь как организации, ретранслирующие сигнал. И вносить какие-либо изменения они не вправе. И хотя инициативу Совета они приветствуют, реально эту проблему придется решать непосредственно с программодателями и представителями зарубежных каналов - с каждым в отдельности.
Долой рекламу Opop02.07.08 01:07
Молодцы Латыши!Надеюсь,будет уменьшен уровень звука рекламы и для русскоязычного населения тоже.В России про уровень звука рекламы даже и не заикаются, деньги превыше всего.