ЛЕОНИД КОНИК
© ComNews
12.02.2008

Российский сотовый оператор МТС и американская корпорация Microsoft договорились о совместном продвижении в России и других странах СНГ дешевых портативных компьютеров с встроенным устройством для мобильного интернет-доступа. МТС рассчитывает таким образом резко увеличить проникновение беспроводного широкополосного доступа в регионах присутствия, а Microsoft хочет укорениться в массовом сознании в роли неотъемлемой части рынка мобильной связи.

О заключении партнерства МТС и Microsoft объявили вчера в Барселоне, где стартовало глобальное мероприятие Mobile World Congress (бывший 3GSM Congress). По словам директора по маркетингу МТС Михаила Герчука, российский оператор будет продавать специальную дешевую модель ноутбука с предустановленной операционной системой Windows Vista и встроенной дата-картой. При этом МТС не собирается дожидаться запуска сети третьего поколения. "Не обязательно ждать появления сети 3G - наше решение на базе услуги "МТС Коннект" обеспечит интернет-доступ не только в сети третьего поколения, но и через GPRS, и через EDGE", - пояснил Михаил Герчук. Принципиальным моментом является то, что МТС будет продавать такие ноутбуки в кредит, а ежемесячная плата будет включать не только часть стоимости компьютера, но и интернет-трафик.

Правда, пока МТС не может назвать ключевых параметров нового предложения: ни цены ноутбука, ни фирмы-производителя, ни величины ежемесячных взносов, ни даже сроков запуска. Михаил Герчук сообщил лишь, что в июне 2008 г. в одном или двух городах России новое предложение будет запущено в тестовую продажу. Дешевые "интернет-ноутбуки" однозначно будут продаваться в магазинах МТС, а с дилерами пока договоренностей не достигнуто (хотя МТС и хочет привлечь независимых продавцов к распространению). Что касается тарифов, то пока объявлено лишь, что их будет несколько - от максимально низкого до более дорогого с безлимитным трафиком.

Предысторию этого проекта раскрыл корпоративный вице-президент подразделения Unlimited Potential Group корпорации Microsoft Уилл Пул. Он напомнил, что в ноябре 2007 г. на заседании в Макао всемирная Ассоциация GSM (GSMA) объявила конкурс на производство максимально дешевого ноутбука с встроенной функцией широкополосного мобильного доступа по технологии HSPA. Целью этого действия было желание стимулировать массовый рынок беспроводного ШПД, тем более что исследование, проведенное по заказу GSMA агентством Pyramid Research, выявило наличие мирового спроса на такие компьютеры в объеме 70 млн штук.

Победителей конкурса GSMA назвала вчера в Барселоне. Как объявил гендиректор GSMA Роб Конвей, конкурсная комиссия, в которую входили представители полутора десятков сотовых компаний, присудила победу американской фирме Dell и тайванской Elitegroup Computer Systems (ECS). Роб Конвей подчеркнул, что обе фирмы предложили модели стоимостью около $800 (с учетом предустановленной ОС Vista), хотя в конкурсных условиях была обозначена ценовая планка $1000.

Уилл Пул сообщил репортеру ComNews, что поставщиком ноутбуков для совместного проекта с МТС будет либо Dell, либо ECS, либо одна из других семи фирм-производителей, участвовавших в конкурсе GSMA (по данным ComNews, одним из этих семи участников была Fujitsu Siemens Computers). "Конечно, и сейчас любой желающий может купить в магазине ноутбук с дата-картой, но он обойдется в $1500-2000, а это является барьером для многих потенциальных пользователей мобильного Интернета, - рассуждает Уилл Пул. - В некоторых странах люди переходили от состояния отсутствия любого телефона прямо к мобильному, минуя фиксированный аппарат. С ноутбуками по $800 появляется возможность перехода от полного отсутствия ШПД сразу к мобильному ШПД, минуя проводное подключение". По оценке Pyramid Research, емкость российского рынка бюджетных ноутбуков с мобильным ШПД составляет 7 млн штук.

Михаил Герчук уточнил, что SIM-карта МТС, встроенная в "широкополосный ноутбук", будет поддерживать только функцию передачи данных - голосовые услуги в этом пакете не предполагаются. Закупкой ноутбуков и их распространением займется МТС. Роль Microsoft в проекте ограничится наличием в компьютерах ОС Windows Vista (закупать которую будет производитель ноутбуков), кастомизацией некоторых изображений на экране под МТС, а также участием в маркетинговых шагах - на долю прибыли в проекте Microsoft не претендует. И, хотя Уилл Пул подчеркивает, что соглашение с МТС не является эксклюзивным, едва ли Microsoft запустит такую же программу с другими российскими операторами. Все, что нужно Microsoft от этого проекта - паблисити, а оно обеспечивается сотрудничеством со столь крупным оператором как МТС - с абонентской базой, превышающей 85 млн пользователей и операциями в шести странах СНГ.

Microsoft уже не первый год, но пока не очень успешно, пытается вклиниться в мировую сотовую индустрию. Разработав мобильную версию операционной системы Windows - Windows Mobile, до 2007 г. Microsoft смог договориться о ее установке лишь с двумя производителями мобильных телефонов - Samsung и уходящей на дно Motorola. И хотя президент подразделения Microsoft Entertainment and Devices Division Робби Бах вчера похвастался, что количество партнеров по предустановке Windows Mobile за прошедший год возросло вдвое (к Samsung и Motorola добавились HTC Touch и Sony Ericsson), это трудно назвать рыночным успехом. Финская фирма Nokia, контролирующая около 40% мирового рынка мобильных телефонов, устами президента Олли-Пекка Калласвую вчера публично заявила об отсутствии планов использования Windows Mobile в своих телефонах. А появление на европейском рынке супер-фона iPhone от фирмы-соотечественницы Microsoft - Apple -окончательно лишило софтверного гиганта сна.

Судя по тому, что вчера в Барселоне на глобальной пресс-конференции Microsoft Робби Бах привел соглашение с МТС как пример успеха американского программного гиганта на мировом сотовом рынке, Microsoft хочет использовать это маркетинговое сотрудничество для улучшения имиджа в мобильном секторе. Поэтому из двух сторон при реализации проекта МТС имеет явно более широкие бизнес-возможности. Правда, существует теоретический риск того, что пользователь, выплатив стоимость дешевого ноутбука, прекратит пользоваться ШПД-услугами МТС, тем более что после расплаты за компьютер МТС обещает установить те же тарифы на услуги доступа, что предлагает сейчас. Но Михаил Герчук уверен, что оттока не произойдет, и большинство покупателей дешевых ноутбуков продолжат пользоваться интернет-услугами МТС и далее.

Широкомасштабный выход МТС на рынок мобильного ШПД порождает конфликт интересов с аффилированным ЗАО "Скай Линк", которое делает ставку на те же услуги (52,8% акций МТС и 50% акций "Скай Линка" контролирует АФК "Система"). При этом в МТС говорят о том, что согласовывать действия со "Скай Линком" не намерены. "Скай Линк" тоже дистанцируется от этой темы. "Мы положительно оцениваем любую инициативу сотовых операторов, нацеленную на продвижение мобильного Интернета, так как они развивают рынок, а наши скорости доступа в Интернет еще какое-то время будут значительно выше, чем у конкурентов", - говорит директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева.


Комментарии :
    "широкополосный доступ" S 12.02.08 09:45
    "МТС рассчитывает таким образом резко увеличить проникновение беспроводного широкополосного доступа" - GPRS/EDGE не является технологией "широкополосного" доступа.

    Полноценный EDGE - это минимум выделенка на 128 kbps. АБ x 2 раза 12.02.08 23:57
    Чем узкополосно? ;)

    RE: Полноценный EDGE - это минимум выделенка на 128 kbps. Nickel 13.02.08 09:31
    Действительно, где критерий "широкополосности"?