УУ на входе в Евросоюз
ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
09.01.2008
Латвийская Комиссия по регулированию общественных услуг представила концепцию развития "универсальной услуги", которая позволит отдельным категориям граждан получать доступ к телекоммуникационным услугам - в том числе и к Интернету - по сниженным тарифам и там, где предоставление таких услуг коммерчески не выгодно.
Под "универсальной услугой" подразумевается минимальный набор услуг, обеспечиваемых в регулируемых государствах отраслях (связь, энерго-, водо- и газоснабжение и т.п.), которые должны быть доступны всем желающим за приемлемую цену. Речь идет о том, чтобы любой человек, в первую очередь принадлежащий к социально незащищенным группам населения, или живущий в удаленном регионе мог пользоваться телефоном, Интернетом и другими социально значимыми услугами. хотя бы в минимальных объемах. А чтобы поставщики - операторы связи, энергокомпании и т.п. не несли убытки, оказывая нерентабельные услуги (к примеру, содержа таксофоны) - для покрытия издержек предусмотрено субсидирование из специального Фонда универсальной услуги.
На днях межведомственная рабочая группа, возглавляемая членом Совета комиссии по регулированию общественных услуг Эдвином Карнитисом, представила концепцию развития универсальной услуги.
Как пояснил ComNews Эдвин Карнитис, новая модель, которую еще предстоит утвердить правительству, принципиально отличается от всех предлагаемых ранее вариантов. Если раньше речь шла о введении Универсальной услуги только в телекоммуникационной отрасли, то теперь, в соответствие с евродирективами, она должна быть введена и в других отраслях, от которых зависит качество жизни человека.
Он подчеркивает, что теперь в отрасли связи Универсальная услуга распространяется не только на телефонные разговоры в фиксированной сети, но и на мобильную связь, а также услуги доступа к Интернету. При этом пользователь, которому положены льготы, вправе выбирать любого поставщика услуг.
По словам Эдвина Карнитиса, на первом этапе (с 1 января 2010 г.) в схему будут включены услуги электронной связи, почты и энергоснабжения. Среди них - услуги таксофонов, справочных служб и телефонных каталогов; обеспечение Интернетом, телефонной связью и электроэнергией малообеспеченных людей и инвалидов; поставка прессы в удаленные регионы и т.п. В дальнейшем же список пополнится услугами тепло-, водо- и газоснабжения, а также канализации.
По предварительным подсчетам, на субсидирование услуг потребуется порядка $22 млн. в год - на услуги связи $14,64 млн., почты - $1,3 млн., поставки электроэнергии - $7,42 млн.
Порядка $3,9 млн. пойдет на поддержку низкорентабельных услуг "национального масштаба" - таксофонов, почтового сервиса в удаленных регионах и т.п. Остальные деньги предусмотрены для субсидирования оказания услуг отдельным категориям жителей. К примеру, компенсация за услуги связи для малообеспеченных семей составит $11 в месяц (из расчета на семью), а за электроэнергию - $8 .
Концепция предполагает, что примерно 10% от суммы в Фонд универсальной услуги будет перечислено из бюджета. Остальные деньги внесут в виде "компенсационной пошлины" участники рынка. Предусмотрено, что все предприятия связи будут отчислять около 1,46% - 1,63% от оборота, компании, оказывающие почтовые услуги - 1,46% - 1,63%, а энергетики - 0,96% - 1,07%.
Претендовать на финансирование из фонда могут все фирмы, оказывающие услуги, подходящие под перечень "универсальных". Однако деньги, за предоставление, к примеру, Интернета инвалидам и малоимущим, провайдеры будут получать не авансом, а "пост фактум".
Что касается субсидирования предоставления нерентабельных услуг "национального масштаба" - к примеру, поддержку таксофонов, то регулятор будет проводить конкурсы. Если желающих не найдется, обязательства и субсидии получат экс-монополисты (Lattelecom, Latvijas Pasts, Latvenergo).
Отметим, что создание вышеупомянутого Фонда и механизма компенсации универсальной услуги, по крайней мере, в телекоммуникационной отрасли было предусмотрено еще в документах чуть ли ни семилетней давности. Однако представители Регулятора говорят, что раньше 2010 г. воплотить идею не удастся. Ибо требуется внести изменения в ряд нормативных актов, а главное, объединить информационные системы муниципалитетов и различных ведомств, чтобы наладить учет всех малоимущих и инвалидов.