НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
12.12.2007

Доходы от дополнительных услуг в сетях сотовой связи (VAS) в России в 2007г. могут составить более $2,75 млрд. Такие данные приводит в своем исследовании компания ComNews Research. Согласно проведенному исследованию, по итогам 9 месяцев этого года в структуре рынка VAS лидируют SMS и MMS-сообщения, однако быстрее всего растет мобильный Интернет.

По итогам 9 месяцев 2007 года объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи России достиг $1,9 млрд, составив 13,2% от общих доходов от услуг сотовой связи в стране. По прогнозам ComNews Research, общие доходы от VAS в 2007 г. могут превысить $2,75 млрд. За третий квартал 2007 г. доходы от VAS выросли до $700 млн, с $615 млн во втором квартале. Доля дополнительных услуг в общих доходах сотовых компаний выросла до 12,9% с 12,4% за аналогичные периоды времени. "Если во втором квартале практически все сегменты демонстрировали сезонное падение доходов, то в третьем квартале, когда уже закончился сезон отпусков, сессий и т.д., все VAS-услуги выросли на 14%", - говорит управляющий партнер ComNews Reseach Оксана Панкратова.

По данным ComNews Research, в структуре доходов за 9 месяцев 2007 г. от всех VAS 55% составляют SMS. На втором месте с 22% идет контент, 18% занимает мобильный Интернет, а базовые VAS (голосовая почта, конференц-связь, АОН и т.д.) занимают 5% в структуре VAS-доходов.

Самым быстрорастущим сегментом в 2007 г. стали услуги мобильного Интернета. Динамика роста этого сегмента в 3 квартале этого года составила 20%. По 16% набрали контентные услуги и базовые VAS. Число SMS и MMS выросло на 11%.  "Мобильный Интернет давно растет быстрее всех остальных сегментов, - говорит Оксана Панкратова. - Прежде всего, это происходит за счет роста доходов от WAP, которые связаны с контент-услугами". Динамику базовых VAS, так же значительную, Оксана Панкратова объясняет ростом доходов от тарифных модификаторов. "Абоненты стали больше пользоваться разными тарифными опциями, например, человек, хочет пользоваться GPRS дешевле и за абонентскую плату, которая как раз и входит в базовые услуги, покупает пакет из, например, 100 Мб трафика, и в итоге стоимость 1 Мб выходит намного ниже, чем в обычных тарифах", - приводит пример Оксана Панкратова.

Как и ранее в этом году, по результатам трех кварталов 2007 г. лидером по абсолютному объему доходов от VAS, по расчетам ComNews Research, остается ОАО "ВымпелКом" (31%). "Однако самую высокую динамику демонстрирует ОАО МТС, - замечает Оксана Панкратова. - Благодаря опережающим темпам роста доходов оператору удалось значительно сократить разрыв во втором квартале, а в третьем перегнать "ВымпелКом", который вырос на 30%. Теперь доля VAS компании МТС в общих доходах рынка VAS составляет 30%. Соответствующая доля ОАО "МегаФон" равна 28%. При этом "МегаФон" сохраняет самую высокую долю VAS в своих доходах, с учетом того, что рыночная доля "МегаФона" составляет, по данным ACM-Consulting за октябрь 2007 г., 21%. "МегаФон" изначально был в большей степени ориентирован на развитие дополнительных услуг, - говорит Оксана Панкратова. - Кроме того, выходя на рынок последним из "большой тройки", компания обладала самым высокотехнологичным оборудованием для работы в сегменте VAS".

Самым интересным рынком VAS, по мнению ComNews Research, остается сегмент мобильного контента. "На этом рынке, помимо сотовых операторов, присутствует много других игроков, например, контент-провайдеры, - объясняет Оксана Панкратова. - Кроме того, этот рынок самый молодой из VAS, и в нем много разных услуг". По итогам 9 месяцев 2007 г. объем рынка контент-услуг в России составил $423,9 млн или 22% от общего объема рынка VAS, увеличившись со $131 млн во втором квартале до $152 млн в третьем.

При этом по итогам 9 месяцев 2007 г. 40% в структуре доходов от контент-услуг занимает МТС, 28% - "ВымпелКом", 25% - "МегаФон" и 7% - остальные операторы. По прогнозам ComNews Research, общие доходы от мобильного контента в 2007 г. могут превысить $580 млн.