Несущественные монополисты
© ComNews
16.10.2007
Заместитель министра информационных технологий и связи России Александр Маслов, предложил исключить целый ряд компаний отрасли связи из списка организаций, на которые будет распространяться действие федерального закона № 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Этот законопроект уже принят Госдумой в первом чтении, а вчера состоялись парламентские слушания, на которых предлагались поправки к этому закону.
По словам Александра Маслова, некоторые виды деятельности, указанные в ФЗ "О естественных монополиях" требуют уточнения. Например, в области связи к естественным монополиям относятся почти 300 организаций и все они включены в реестр нового законопроекта. К ним относятся и региональные предприятия, оказывающие услуги общедоступной электро- и почтовой связи. Согласно новому законопроекту, при привлечении иностранных инвестиций на них будут распространяться те же ограничения, что и на крупных монополистов.
"Если бы маленькие компании были исключены из реестра, это облегчило бы им жизнь и позволило составить конкуренцию гигантам бизнеса", - отмечает Александр Маслов. По его мнению, в новом законе логично было бы использовать реестр существенных операторов, в который входит порядка 20 крупных компаний страны. В том числе, например, все МРК, а также МГТС и "Ростелеком". Они являются действительно стратегически значимыми и обеспечивают связь на всей территории России."В противном случае, маленькие компании не смогут привлечь инвесторов, они просто не станут начинать "разешительные" процедуры", - считает Александр Маслов.
Вторая проблема, выделенная замминистра - шифрование. "Связное оборудование также содержит криптографические элементы (например, сотовые телефоны и сети телевещания с платным доступом). Эти особенности учтены в положении о лицензировании отдельных видов деятельности, но в новом постановлении нет отсылок к законам и подзаконным актам", - замечает Александр Маслов.
С тем, что процедуру привлечения иностранных инвестиций маленькими компаниями необходимо упростить, а не усложнять соглашаются и аналитики. Однако, председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов указывает на то, что термин "существенный оператор" - чисто технический. "Понятие "оператор, занимающий существенное положение" не имеет никакого отношения к монополии, но его часто путают с понятием "оператор, занимающими доминирующее положение". Само понятие не только не имеет никакого отношения к антимонопольному законодательству, но и вообще распространяется только на операторов телефонной связи, - отмечает он. - Другое дело, что определить круг операторов можно каким-то другим образом. Идея Александра Маслова правильная, но реализовывать ее надо каким-то другим способом".
"Слово "естественное" вообще не подходит для монополий в сфере связи, - считает аналитик J'son & Partners Александр Шуголь. - Так можно сказать разве что об МГТС, которая работает на рынке более ста лет. Монополистом же считается тот, кто занимает существенную долю на рынке. Думаю, понятие рынка нужно ограничить по крайней мере крупными субъектами федерации. А давить тех, кто и так еле дышит не стоит. Немалую роль играет и то, войдут ли в реестр компаний крупнейшие операторы мобильной связи и Интернета. Думаю, было бы логично снять законодательное бремя ограничений с маленьких операторов, но включить туда другие сегменты рынка. В целом же принятие нового закона должно положительно отразиться на телекоммуникационном бизнесе".
Я не понял, это МРК и Ростелеком то несущественные? IIIIIII16.10.07 09:59
Хотя чему удивляться, нашим не привыкать называть черное белым. Интересная тенденция, как только прошла какая-то статья о том, что РТК могут исключить из реестра естественных монополий по достижении им 50% доли рынка (хотя, по закону, вроде 25% должно быть), менеджеры монополиста наперебой бросились твердить, что доля их компании "около 50%".При этом, до той публикации они же оценивали свою долю выше 70%.А самое смешное, что приходилось мне читать, это про невозможность снижения Ростелекомом цен, что их якобы устанавливает государство. Так вот, на самом деле государство устанавливает им только верхний порог цен, а вниз они могут опускаться без проблем самостоятельно. Но, зачем? Если ты - монополист, у которого свыше 70% рынка, очень инерционного рынка, медленно принимающего решение о смене оператора, а также замечательная агентская сеть в виде МРК, которые не открывают легкий доступ абонентам к другим операторам, то снижать цены просто глупо - потребители платят и так.