Операторы спутникового ТВ перекраивают рынок
ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
12.03.2007
К 2009 г. количество абонентов цифрового ТВ в Латвии возрастет более чем в 4 раза - до 250 тыс. Такие прогнозы высказал скандинавский оператор спутникового телевидения Viasat. При этом в борьбе за перспективный рынок резко усилится конкуренция между спутниковыми технологиями, кабельными сетями и наземным эфирным телевидением.
Как отметил директор Viasat Latvija Райво Ростс, за последний год на латвийском телевизионном рынке возрос интерес населения к цифровому ТВ. Сейчас в Латвии к цифровому ТВ в общей сложности подключено около 60 тыс. семей (из 790 тыс. домашних хозяйств, в которых есть телевизор), однако к 2009 г. их число возрастет до 250 тыс.
Сейчас цифровое ТВ в Латвии развивают операторы кабельного ТВ (Baltkom TV и IZZI) и операторы спутникового ТВ (скандинавский Viasat и другие). Но в ближайшее время Министерство сообщения Латвии, уже утвердившее концепцию введения эфирного цифрового ТВ, должно принять решение о схеме реализации национального проекта, который оценивается примерно в $115 млн. И хотя в концепции говорилось, что в первую очередь реализовать проект будет Государственный радиотелевизионный центр, за счет дивидендов от долей в мобильном оператора LMT и других собственных средств, все вышеупомянутые компании настаивают на конкурсе и требуют, чтобы право реализовать проект получили частные инвесторы.
Отметим, что охват "эфирной" аудитории позволит спутниковым и кабельным операторам существенно увеличить долю рынка. Ведь сейчас 39% населения смотрит аналоговое эфирное ТВ. К кабельному ТВ подключены 51% семей, а к спутниковому - 10%.
Однако и без учета перспективного проекта "цифровизации эфирного ТВ", борьба между спутниковыми операторами и кабельщиками обостряется. Viasat прогнозирует, что через несколько лет доля спутникового ТВ в Латвии возрастет: к 2009 г. удельный вес дойдет до 15%.
Такие тенденции подтверждены цифрами. По данным на конец 2006 г., услугами Viasat пользуются 37 908 семей. За год их число возросло почти в 2,5 раза (в 2005 г. было 15 027 семей).
Отметим, что такому росту способствует продажа субсидированных комплектов для подключения спутникового ТВ - всего за $2 (с контрактом на 2 года). В субсидирования аппаратуры Viasat инвестировал $710 тыс.
Немаловажную роль играет и тот факт, что абонентская плата за пакет Viasat и цифровые пакеты кабельных операторов очень похожа. За право просмотра 56 кодированных каналов Viasat взимает $22, при этом, установив дополнительное оборудование, владелец антенны может принимать еще и несколько сотен бесплатных каналов. У кабельных конкурентов за примерно такую же сумму можно подключить цифровой пакет, в котором будет 75-105 каналов.
Досье ComNews
ViaSAT Latvija входит в состав скандинавского концерна Modern Taimes Group (MTG), который является крупнейшим медиа-концерном в Европе и Блатийском регионе. В его состав входят телевещательная компания TV3 и Star FM. Компания обеспечивает услуги спутникового цифрового ТВ, а также является владельцем ряда собственных телевизионных каналов (TV1000, TV3, ViaSAT History, ViaSAT Explorer и т.п.). В 2005 г. нетто-оборот MTG составил SEK 8,012 млн. (около $ 1,1 млрд.), операционная прибыль - SEK 1,567 млн. ($222 млн.).