Систему лицензирования причешут под "цифру"
Олег Кресп
© ComNews
18.10.2006
Несмотря на то, что правительственная Комиссия по развитию цифрового телерадиоведания под руководством Дмитрия Медведева действует с конца мая 2006 г., единая программа цифровизации России еще не принята. И без волевого решения ее принятие может отодвинуться на неопределенный срок, потому что основные участники полемики - Минкульт и Мининформсвязи - не могут договориться даже в принципиальных вопросах. Однако представители различных ведомств согласны в одном - начинать перевод телевидения на "цифру" необходимо как можно быстрее. И первым шагом на пути цифровизации должно стать приведение системы лицензирования в соответствие с особенностями цифрового вещания.
На круглом столе "Об организационно-правовых вопросах, связанных с переходом на технологии цифрового телерадиовещания" организованном комитетом Госдумы по энергетике, транспорту и связи глава комиссии Владимир Горбачев заметил, что планируемый переход к цифровому телерадиовещанию может потребовать внесения изменений в действующее законодательство.
Например, Национальной ассоциацией телевещателей (НАТ), Росохранкультурой и РТРС было внесено предложение о создании единого федерального органа по делам массмедиа, который бы отвечал за контент, технологическую составляющую телерадиосети России, а также распоряжался радиочастотным спектром выделенным для нужд цифрового телевидения.
И.о. директора Департамента гос. политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Евгений Васильев в рамках круглого стола заметил, что создание подобного органа нецелесообразно. Кроме того, по мнению Евгения Васильева, также бессмысленно вести речь о создании и финансировании единого оператора, который бы отвечал за доставку соцпакета на всей территории России. "Сегодня в РФ действует порядка 2 тыс. операторов, на каком основании господдержка будет предоставляться лишь одному из них", - вопрошал Евгений Васильев. Однако представитель Мининформсвязи добавил, что в то же время систему лицензирования необходимо привести в соответствие с особенностями цифрового вещания.
По мнению Евгения Васильева, при переходе на цифровое телерадиовещание имеет смысл выдавать лицензии на трансляции телеканалов в регионах на основе конкурса. При этом для аналоговых каналов система лицензирования должна сохраниться вплоть до 2015 г., когда Россия должна целиком перейти на "цифру". В тоже время, по мнению Евгения Васильева, при выдаче лицензий необходимо отказаться от "привязки" канала к частоте, тем более, что переходе к цифровому телерадиовещанию на одной частоте (в одном мультиплексе) могут быть представлены до 12 каналов. (Любопытно, что по мнению представителя Россвязьнадзора Анатолия Панкова, даже сейчас нет правовых оснований для внесения в лицензии технических характеристик, т.е. частоты вещания и т.д.)
С позицией Миниформсвязи в корне не согласен зам. министра культуры и массовых коммуникаций РФ Павел Пожигайло. По его мнению, если будут проводиться региональные частотные конкурсы, то это может привести к массовой скупке частотного ресурса страны лицами или корпорациями заинтересованными в формировании определенной политической атмосферы. Павел Пожигайло считает, что все права на частоты для целей цифрового телевещания должны принадлежать государству и находиться в ведении единого регулирующего госоргана, который для этих целей должен быть создан.
"Правительственная комиссия во главе с Дмитрием Медведевым - это хорошая дискуссионная площадка, но концепция развития цифрового телевидения в РФ должна приниматься волевым решением на основе экономических расчетов и интересов телезрителей. Параллельно с вопросом по какой схеме развивать цифровое телевидение необходимо решать вопрос контента. Иначе лицензированные каналы просто нечем будет заполнить", - считает ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова.
Консультант общественной организации "Некоммерческое партнерство Центр исследования проблем развития телекоммуникаций", доктор политических наук Юлий Нисневич замечает, что сегодня основное внимание уделяется средствам доставки сигнала, в то время, как уровень и объем производимого контента низок. "Конечно, технологии несколько опередили развитие содержательной составляющей телерадиовещания, поэтому им и уделяется такое внимание, однако о программном наполнении каналов забывать никак нельзя", - полагает Юлий Нисневич.
По мнению депутата Госдумы Максима Коробова, то количество каналов, которое существует сегодня не обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на доступ к информации. Максим Коробов настаивает на том, что цифровизация неизбежна и в связи с этим все попытки каким бы то ни было образом централизовать доставку сигнала зрителю бессмысленны. "Монополии в цифровом телевещании быть не может", - считает Максим Коробов.
По результатам круглого стола комитет Госдумы принял решение направить в Правительство запрос на разработку предложений по правовому обеспечению развития телерадиовещания, сохранению единого информационного пространства, обеспечению конституционных прав граждан на получение информации и организации деятельности участников рынка телерадиовещания.