IPTV набирает обороты
Татьяна Золотова
© ComNews
27.10.2006
Только недавно зародившийся рынок IPTV в России набирает обороты. Как прогнозируют аналитики, к 2010 г. число пользователей IPTV в стране превысит отметку в 630 тыс. В качестве основной и движущей услуги для российских операторов аналитики называют "Видео по запросу". Лидерами в этом сегменте некоторые эксперты называют "Стрим" "Системы Телекома" и межрегиональные компании (МРК) Связьинвеста. Однако мнения экспертов по времени выхода на массовый рынок IPTV расходятся, и ключевым моментов здесь является уровень проникновения широкополосного доступа.
Аналитики компании J'son & Partners к началу 2007 г. ожидают, что услугами IPTV будет пользоваться примерно 80 тыс. абонентов, а операторы, предоставляющие эту услугу, заработают на ней в оставшиеся до конца года два месяца до $2,7 млн. "80 тыс. абонентов - это оптимистический прогноз. Но, тем не менее, сейчас только у "Стрима" (проект "Системы Телеком") по неофициальным данным более 40 тыс. пользователей. Если продолжать сравнительную статистику, то на конец 2005 г."Стрим", запустившись осенью того же года, имел в активе 7 тыс. абонентов", - говорит старший консультант J'son & Partners Алексей Шелестенко. По его мнению, популярность услуг IPTV и пакетов Tripe Pay среди россиян неуклонно растет, закладывая основу для внедрения услуг "следующего поколения". "Среди них "виртуальный видеомагнитофон" (PVR), "интерактивные спортивные трансляции", "музыка", "Интернет и E-Mail по ТВ". Однако ключевой услугой станет "Видео по запросу". К 2010 г. около 50% российских пользователей IPTV по крайней мере один раз в месяц будут пользоваться услугой. Эта услуга в статье доходов по IPTV среди операторов будет самой прибыльной", - полагает Алексей Шелестенко.
Как полагают в J'son & Partners, на рынке IPTV доминирующие позиции среди крупных провайдеров широкополосного доступа поначалу займут такие, как "Стрим"/"Система Телеком", "Южная телекоммуникационная компания" (ЮТК), а потом подтянутся и другие МРК Связьинвеста. В частности, у ЮТК такой проект уже работает в Краснодаре. Недавно компания объявила о новых территориальных рынках. IPTV от ЮТК появится в Ростове иТаганроге. Еще одна "дочка" Связьинвеста - "ЦентрТелеКом" - также заявляла о планах на IPTV. "МРК так или иначе придут к этому. У них есть все ресурсы для новой услуги: сформированные финансовая, абонентская и техническая базы", - говорит Алексей Шелестенко.
В "Связьинвесте" не скрывают, что планирую развивать IPTV во всех МРК. "В настоящее время мы активно внедряем услуги широкополосного доступа, а это - основа IPTV. Это будет услуга в пакете услуг", - делится планами репортеру ComNews директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. Однако он не разделяет оптимизма аналитиков. "Я не тороплюсь с выводами о скорой победе IPTV на российском рынке. Пока степень востребования услуги по всей России не ясна. В крупных городах - она определенно есть, а вот, к примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке уже сложнее делать оценку. С другой стороны в свое время и бума сотовой связи в России никто не ожидал", - говорит Олег Михайлов.
Как полагает Алексей Шелестенко, сейчас операторы медлят с внедрением IPTV только из-за того, что на рынке мало хороших интегрированных решений. "Возможно, уже через год появятся хорошие полноценные предложения, которые останется только запустить, и они будут работать", - предполагает эксперт. Тогда, по его мнению, в раскрутку IPTV уже не надо будет вкладывать большие суммы, и оно будет продавать само себя. "Сейчас рынок еще далек от стадии зрелости. До конца 2007г. - середины 2008 г. будет идти набор абонентской базы, так как многие крупные провайдеры только в следующем году планируют запускать в коммерческую эксплуатацию проекты", - говорит Алексей Шелестенко. В аналитической компании ComNews Recearch соглашаются, что на рынке IPTV появятся новые игроки. "Это и операторы WiMAX-сетей и, к примеру, "Голден Телеком", который собирается выходить на массовый рынок (в некоторых регионах России он уже работает на массовом рынке)", - полагает партнер ComNews Recearch Оксана Панкратова.
При этом в ComNews Recearch полагают, что приход IPTV в массы состоится не скоро. "Все зависит от бизнес-модели, от ценовой политики. Притом, пока качество IPTV в Москве оставляет желать лучшего. Это - нишевая услуга, и в ближайшие 3-4 года она не станет массовой. У нас пока еще слишком низкий уровень проникновения Интернета, не говоря уже о проникновении Интернета широкополосного ", - говорит Оксана Панкратова. В J'son & Partners массовое проникновение IPTV-услуги ожидают в промежуток между 2007 г. и 2008 гг.