В борьбе за абонента за ценой не постоим
Татьяна Золотова
© ComNews
10.08.2006
Дочерняя компания российского сотового оператора МТС на Украине - UMC - намерена активно бороться за абонента. В течение последних лет основным инструментом оператора для привлечения клиентов является дотирование сотовых телефонов (их продажа ниже себестоимости). За 2005 г. UMC потратила на это более $57 млн. Отметим, что и МТС, и остальные участники "большой тройки" не раз заявляли о негативном эффекте такой практики на Западе.
В финансовом отчете МТС за 2005 г. указано, что UMC потратила $57 млн в на дотирование телефонов. Согласно отчетности компании, за последние годы потери от дотирования только увеличивались: в 2003 г. они составляли $39 млн, в 2004 г. выросли до $52,7 млн.
Покупая телефон по специальной цене, абонент брал на себя обязательства пользоваться услугами данного оператора в течение определенного срока. Судя по маркетинговым предложениям UMC, эти сроки постепенно увеличивались.
Впервые методику демпинга компания применила в апреле 2001 г. Тогда оператор предложил приобрести сотовый телефон с заключением договора на непрерывное обслуживание в течение одного года. С февраля 2003 г. компания увеличила период до полутора лет. В 2005 г. в контракте оговаривались уже два года. Как пояснил пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин, введением такой услуги компания добивалась "снижения" показателя оттока клиентов, увеличения лояльности контрактных абонентов и спроса на услуги. Кирилл Алявдин подтвердил, что затраты в соответствующей графе отчетности увеличивались, но росла и численность клиентов. "Если поделить эти миллионы на количество украинских абонентов, то сразу становиться видно, что затраты на практике уменьшались", - сказал представитель МТС. При этом в МТС не раскрывают количество привлеченных таким способом абонентов. Однако сейчас в компании обдумывают более решительные шаги, которые можно предпринять в конкурентной борьбе. Суть предстоящих действий не разглашается, как и не говорится о прекращении дотирования телефонов.
Другие игроки "большой тройки" - "МегаФон" и "ВымпелКом" - не считают дотирование телефонов привлекательным с точки зрения маркетинга. В частности, руководитель направления по работе со СМИ "ВымпелКома" Юлия Остроухова назвала такую тактику экономически не выгодной ("ВымпелКом" начал работать на Украине под торговой маркой "Билайн" в апреле 2006 года). "К тому же и на Западе операторы стали постепенно отказываться от таких мер, признав их убыточными", - поясняет Юлия Остроухова репортеру ComNews. По ее мнению, привлекая абонента, акцент нужно ставить на предоставляемых компанией услугах и качестве обслуживания. "Мы так никогда не делали и не делаем", - говорит пресс-секретарь "МегаФон" Марина Белашева.
По мнению аналитиков, UMC любыми средствами стремится удержать свои позиции. По итогам 2005 г. украинский рынок сотовой связи практически пополам делили между собой UMC и "Киевcтар" (44% и 46% соответственно). В прошлом году особенно активизировалась компания "Астелит" (51% акций принадлежит Turkcell, остальные акции под контролем самого богатого человека Украины Рината Ахметова). В начале 2006 г. с агрессивной тарифной политикой на Украину пришел "ВымпелКом". Представители МТС не раз заявляли, что опасаются развязывания ценовой войны с приходом "Билайн". "Украинской "дочке" МТС пришлось защищаться, любой ценой наращивая абонентскую базу", - комментирует дотированную программу компании эксперт iKS-consulting Маргарита Зобнина. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин добавляет, что ни к чему хорошему такая политика не приведет. "UMC дотировала телефоны по ценам не намного ниже рыночных, а затраты с каждым годом увеличивались. Дотирование телефонов до сих пор не было успешно" - заключает Эльдар Муртазин, вспоминая о выпуске МТС телефонов под собственной маркой.