Отрасль не поддержала законопроект Минкомсвязи об "электронной подписи"
Представители бизнеса, экспертного сообщества и органов власти раскритиковали законопроект Минкомсвязи, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 №63-ФЗ. Ведомство предлагает установить госмонополию на выдачу усиленной квалифицированной электронной подписи, а также использовать две электронных подписи вместо одной (как физлица и юрлица). Еще один вариант законопроекта, за авторством Совета Федерации РФ, был поддержан. Документ находится в финальной стадии готовности и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Законопроект, предполагающий внесение изменений в ФЗ-63 "Об электронной подписи", за авторством Совета Федерации РФ, находится в финальной стадии готовности и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Об этом вчера на пресс-конференции "Электронная подпись: источники рисков и реализация потенциала в цифровой экономике" в МИА "Россия сегодня" сообщил президент ассоциации "Разработчики и операторы систем электронных услуг" (Ассоциация РОСЭУ) Юрий Малинин. Он добавил, что текущая версия уже была утверждена на заседании рабочей группы "Законодательное обеспечение цифровой экономики РФ" Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. В ближайшее время документ ждет небольшой апгрейд перед внесением в Госдуму.
Юрий Малинин напомнил о том, что изменения в 63-ФЗ "Об электронной подписи" обсуждаются на протяжении последних двух лет. На текущий момент существует две версии законопроекта: одна - от Минкомсвязи и вторая - от Совфеда. Глава Ассоциации РОСЭУ отмечает, что первый документ предполагает монополизацию всего того, что связано с электронными подписями. Второй законопроект предполагает и убеждает в необходимости сохранить ту инфраструктуру, которая успешно функционирует сейчас. По словам Юрия Малинина, вторая версия является скорректированной и учитывает мнения экспертов и профессионального сообщества.
Эксперт Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Савва Белоногов подчеркивает, что одно из ключевых отличий двух указанных законопроектов заключается в том, что проект Минкомсвязи предполагает использование двух электронных подписей (генеральный директор юрлица должен иметь свою подпись как физлица, и плюс ему выпускается сертификат электронной подписи как юрлица). Он указывает на то, что данная технология еще не отработана. Кроме того, принятие данного законопроекта потребует доработки многих информационных систем. И, как следствие, повлечет за собой огромные затраты со стороны как коммерческих компаний, так и государства на адаптацию использования такой электронной подписи. Это делает проект Совета Федерации, который развивает текущую форму использования электронной подписи, для отрасли более предпочтительным.
Руководитель проекта "Электронные документы - эффективная экономика", координатор технологического направления ассоциации розничных сетей и поставщиков ECR Елена Ткаченко поддержала Савву Белоногова в том, что с принятием законопроекта Минкомсвязи для бизнеса возникает гораздо больше сложностей с проверкой и подписанием документов. Это означает, что компаниям нужно будет инвестировать значительные средства в модернизацию своих информационных систем. "Для сектора розничной торговли и потребительских товаров и услуг эти затраты могут составить порядка 30 млрд руб., - озвучила цифру она. - Безусловно, это большие затраты, и бизнес, по возможности, хотел бы этого избежать". По ее словам, бизнес сейчас поддерживает сохранение той инфраструктуры, которая уже много лет используется.
Эксперт в области электронной подписи компании "СКБ Контур" Анастасия Лабуцкая полностью поддержала законопроект, подготовленный Советом Федерации. Она считает эту версию документа более взвешенной и проработанной, учитывающей пожелания не только экспертного сообщества, но и потребителей услуг. Она полагает, что принятие законопроекта Минкомсвязи чревато отставанием. "При выборе госмонополии я не вижу причин, которые позволили бы технологически совершенствоваться дальше. Я склонна считать, что это повлечет за собой стагнацию тех достижений, которые были созданы за 15 лет развития этого рынка и технологий", - сказала она.
Советник генерального директора компании "Газинформсервис" Сергей Кирюшкин отметил, что госорганы, граждане и юрлица эффективно применяют механизм электронной подписи. Созданная модель функционирует, но нуждается в доработке организационного и нормативного обеспечения. При этом бизнес- и технологическая модели - эффективны для России.
Руководитель управления решений в сфере информационно-правовой безопасности компании "Гарант" Алексей Пауков также считает законопроект Совета Федерации более продуманным с точки зрения последствий для бизнеса и государства. "Весь мир стремится к принципам "одного окна" в ведении бизнеса, а мы начинаем по разным окнам направлять бизнес: "получи для физлица там, для юрлица - здесь", - объясняет свою позицию он. - Поэтому законопроект Совфеда в этом отношении более щадящий". Бюджетные траты на передачу всех функций, которые финансируются сейчас коммерческими удостоверяющими центрами, являются бессмысленным делом, продолжает Алексей Пауков. Он указывает на то, что оба законопроекта недостаточно доработаны в процедурной части и требуют уточнений.
Начальник отдела информационной безопасности и технической защиты информации Службы информационной безопасности Главного управления информационных технологий ФТС России Кирилл Романов опасается, что коренное изменение сложившейся системы повлечет множество проблем для бизнеса: люди не будут знать, к кому им обращаться с вопросами. Более того, если умножить на два все производимые проверки - это потребует резкого роста вычислительных мощностей или оптимизации каких-то процедур, добавляет Кирилл Романов. Органы исполнительной власти смогут перестроиться, но ресурсов на это будет затрачено много, предупреждает он.