Облака сливаются в АНО
Крупнейшие компании на российском рынке облачных услуг и дата-центров, включая структуры "Ростелекома", IXcellerate, Dataline и Linxdatacenter, планируют совместно продвигать свои интересы через новую автономную некоммерческую организацию (АНО). На ее будущих участников в совокупности приходится более половины рынка по выручке и количеству стойко-мест. По данным источников "Ъ", АНО может работать в том числе над введением потенциальных льгот для операторов дата-центров.
В России создается АНО, объединяющая крупных участников рынка облачных услуг и центров обработки данных (ЦОД), сообщили "Ъ" два собеседника на этом рынке и подтвердил гендиректор АО "ИКС-холдинг" Дмитрий Бедердинов. Предполагается, что он станет гендиректором новой АНО "Координационный совет по ЦОДам и облачным услугам" (КС ЦОД). В конце марта планируется получить документы о регистрации из Минюста, сейчас формируются рабочие группы и определяется их повестка на ближайший год, уточняет он.
По словам Дмитрия Бедердинова, в число учредителей АНО войдут компании GreenBushDC, DataSpace, DataPro, 3data, "ИКС-холдинг", IXcellerate, Dataline, "РТК-ЦОД" (входит в "Ростелеком"), Stack24, Linxdatacenter. Участвовать в АНО без вхождения в состав учредителей также будут Stack Group, "Консист-ОС" (входит в "Росэнергоатом"), Selectel, КРОК и "Вымпелком". Учредители и другие участники обладают равными правами, их количество должно расшириться в течение 2019 года, уточняет господин Бедердинов.
По подсчетам iKS-Consulting, на участников АНО приходится 63% стойко-мест на рынке ЦОД России и 54% выручки на рынке infrastructure as a service (модель обслуживания в облачных вычислениях) за 2018 год. Общее число стойко-мест в России выросло в 2018 году на 16%, до 40 тыс. Основной вклад в прирост емкостей внесли IXcellerate, "РТК-ЦОД", GreenBushDС, DataPro и "Авантаж": их доля в общем приросте числа стоек составила 73%. Прогнозируемая выручка коммерческих дата-центров по итогам 2018 года должна была вырасти на 23%, до 27 млрд руб., а рынка облачных услуг — на 25%, до 54,6 млрд руб.
Как следует из материалов будущей АНО, организация планирует заняться, например, разработкой внутренних отраслевых рекомендаций, экспертизой ЦОД, в том числе для государственных информационных систем, продвижением экспорта услуг российских сервис-провайдеров на международные рынки. "Основными целями АНО КС ЦОД являются популяризация сервисной модели, содействие развитию рынка услуг ЦОД и облачных сервисов в России, снятие различных заградительных барьеров при создании инфраструктуры ЦОД, упрощение процедур получения разрешительной документации",— поясняет господин Бедердинов. АНО планирует взаимодействовать с различными министерствами и организациями, прежде всего с Минкомсвязью.
Создание такой организации стало особенно актуальным после принятия нацпрограммы "Цифровая экономика", отметили в "Ростелекоме". В компании считают, что АНО сможет представлять консолидированную позицию отрасли по многим вопросам, например в части нормативного регулирования, а также по участию игроков рынка в реализации нацпрограммы.
Повестку еще только предстоит конкретизировать, говорит один из собеседников "Ъ". "В прошлом году, например, несколько федеральных ведомств опрашивали участников рынка на тему того, что можно сделать для роста рынка, это одна из задач программы "Цифровая экономика". Выдвигались разные предложения — от введения налоговых послаблений для операторов ЦОД, например снижения налога на имущество и льгот по налогу на прибыль, до мер по упрощению документооборота с иностранными контрагентами",— рассказывает он. Другой собеседник также указывает, что АНО может заняться вопросами налоговых льгот.