Банки на пути цифровой трансформации
86% российских банков и финансовых институтов заявили, что они на пути цифровой трансформации. При этом не все банки правильно интерпретируют понятие трансформации и занимаются не долгосрочными стратегиями, а фактически реализуют пакет пилотных проектов. Такие выводы сделали специалисты KPMG, исследуя готовность компаний к цифровизации.
19 марта состоялась конференция Abbyy Digital banks на тему "Смогут ли цифровые сотрудники заменить банковских специалистов". В ходе встречи KPMG представили информационно-аналитический проект "Цифровые технологии в российских банках". В исследовании KPMG участвовало более 100 крупных российских компаний из ведущих отраслей экономики. Наибольший процент участников - компании из банковского и финансового сектора - 23%.
Заместитель директора практики операционной эффективности KPMG Марианна Данилина сказала корреспонденту ComNews, что 70% крупных мировых компаний ответили, что у них есть программа цифровой трансформации, в России эта цифра - 63%. "Но если посмотреть на банковский сектор, то в нем 86% руководителей отечественных банков отвечают, что у них есть программа цифровой трансформации. При этом эти 86% - это данные именно нашего исследования - мы опросили топ 20 банков. Эта цифра выше рынка. По рынку 63% компаний уже цифровизируются, а по банкам - 86%. С точки зрения рынка, банки, как и телеком-отрасль, выше рынка по уровню цифровизации", - прокомментировала Марианна Данилина результаты исследования.
Однако исследователи заметили, что российские банки, вошедшие в 86% ответивших, что у них есть программа цифровой трансформации, реализуют набор пилотных проектов вместо комплексной программы трансформации.
По данным исследования, 81% банков-участников рассчитывают, что цифровизация повысит операционную эффективность и сократит издержки. Аналитики KPMG выяснили, что для масштабирования цифровых технологий банкам не хватает компетентных специалистов и зрелости текущих процессов.
"Препятствия, которые банки указывают как тормозящие развитие процессов по трансформации, - это невысокий уровень ИТ-компетенций по цифровизации внутри организации, недостаточность и невысокая зрелость текущих процессов - их нужно оптимизировать прежде, чем применять какой-то инструмент. Также банки отмечают, что у них недостаточное количество ИТ-инфраструктуры и недостаточно бюджета для проведения таких проектов, низкий уровень грамотности ИТ-сотрудников", - сказала корреспонденту ComNews Марианна Данилина.
Согласно исследованию, банки из топ-10 с программами цифровизации на три-пять лет уже имеют в портфеле одобренные инвестиции на сумму более 100 млрд руб. При этом в целом по отраслям лидирует телекоммуникационная отрасль с объемом инвестиций более 100 млрд руб. в год, далее идет металлургия - 73,3 млрд руб., и банки (финансовые институты) с 57,2 млрд руб. инвестиций в год.
Ключевыми технологиями цифровой трансформации в России, по данным исследования, стали анализ больших данных (Big Data), роботизация (RPA), чат-боты, оптическое распознавание (OCR), искусственный интеллект (AI), интернет вещей (IoT), виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), блокчейн. Самые популярные технологии в банках - AI (72%), Big Data и предиктивная аналитика (61%), роботы (56%), чат-боты (56%) и оптическое распознавание (44%).
По результатам исследования, банки оказались в числе лидеров по использованию чат-ботов в промышленном масштабе (используют 60% банков). Обогнал финансовый сектор только телеком с 75%-ным показателем. На третьем месте - ретейл (50%). 45% банков используют от четырех до 10 роботов.
67% банков - участников опроса уже протестировали решения OCR. 61% опрошенных банков внедрили или тестируют пилотные решения RPA.
Результаты исследования показали, что один робот в среднем заменяет от 4,5 ПШЕ (полных штатных единиц).
"Стоимость рабочего процесса считается в полных штатных единицах - ПШЕ. За полную штатную единицу берется работа 24/7. То есть это ставки. Трудозатраты оцениваются в ПШЕ. Среднерыночный показатель за счет роботизации составляет 4,5 ПШЕ на одного робота. Получается, что один робот может заменить 4,5 ПШЕ, - объясняет Марианна Данилина и уточняет, что наибольший эффект от внедрения роботов отметили руководители телеком-компаний, где в среднем один робот заменяет более 10 полных штатных единиц, а также ретейла, где роботизация позволила в среднем сократить восемь ПШЕ на одного робота. "Банки и финансовые институты находятся в среднем показателе по рынку - четыре ПШЕ", - добавила она.
Генеральный директор "VR_Банка" Арсений Полевич считает очевидным, что основным барьером для цифровой трансформации является недостаток компетентных кадров и отсутствие действенных и зрелых стратегий и алгоритмов действий. "Россия пока что новичок в вопросе цифровизации, и 14% банков с отсутствующей цифровизацией - тому прямое доказательство. Глобальная цифровизация началась с 2017 г., когда появилась возможность повсеместно регистрировать свою электронную подпись, и на данный момент она ушла не очень далеко - единый онлайн-маркетплейс для всевозможных компаний финансового и юридического сектора станет доступным в России только к 2020 г. Россия находится на 17-м месте по доле ВВП цифрового сектора с показателем 3%, в то время как на первых трех местах с показателями от 8% до 12% расположились Корея, Швеция и Финляндия. Очевидно, что отставание сильное, однако, учитывая тот факт, что 86% опрошенных банков уже имеют стратегии развития цифрового сектора, в скором времени можно ожидать значительных перемен. Внедрение пилотов - важный процесс, который также направлен на ликвидацию обозначившегося отставания и не является неправильным толкованием банками процесса цифровизации - это лишь этап на пути к зрелой системе цифровых процессов", - сказал корреспонденту ComNews Арсений Полевич.