"Юлмарту" подберут размер
Некогда крупнейший российский интернет-магазин "Юлмарт" объявил о завершении оптимизации сети. Это позволило сократить затраты на аренду и транспортную логистику в 2018 году в два раза, утверждают в компании. Путь снижения арендной ставки и сокращения площадей уже прошли многие ритейлеры, но в условиях серьезного снижения трафика имеет смысл инвестировать не в аренду, а в маркетинг, считают эксперты.
"Юлмарт" завершил оптимизацию сети, сообщил "Ъ" представитель интернет-магазина. Его новая стратегия предполагает создание небольших (площадью 0,3–1 тыс. кв. м) центров исполнения заказов со складами в некоторых городах. В 2018 году "Юлмарт" открыл 14 таких центров, восстановив работу в регионах, которые ранее покинул, и запустил торговые точки в новых городах. Всего ритейлер арендовал более 6 тыс. кв. м торговой площади, а за счет сотрудничества с логистическим оператором DPD увеличил число пунктов выдачи до 1 тыс. По словам операционного директора "Юлмарта" Михаила Лысенко, стоимость открытия одного объекта нового формата "примерно равна или меньше арендной платы закрытых объектов в месяц и составляет до 2 млн руб.". Благодаря запуску новых форматов, релокации и замене ряда торговых объектов на более эффективные, компании удалось сократить затраты на аренду и транспортную логистику в 2018 году в два раза, утверждает он.
"Юлмарт" несколько лет назад считался крупнейшим российским интернет-магазином. В 2016 году между акционерами компании начался конфликт, с одной стороны которого оказались структуры Дмитрия Костыгина и Августа Мейера, владевшие 61,5% "Юлмарта", а с другой — компания Михаила Васинкевича с 38,5% акций. В 2018 году Лондонский суд обязал Дмитрия Костыгина и Августа Мейера выкупить долю господина Васинкевича за $67 млн, но сделка не состоялась, в чем стороны винят друг друга. Конфликт продолжается в судах Кипра и Британских Виргинских Островов.
Конфликтующие стороны по-разному оценивают операционную деятельность "Юлмарта". Так, по словам Михаила Васинкевича, "компании фактически нет, поэтому и говорить про какую-то стратегию развития странно". "Компании группы "Юлмарт" находятся в состоянии банкротства, объем их долгов кредиторам составляет миллиарды рублей",— настаивает господин Васинкевич. По оценке же Дмитрия Костыгина, "Юлмарт", напротив, "не просто работает, а все еще входит в число лидеров российского рынка e-commerce". "На подобное расширение нужны очень небольшие деньги. Компания в основном реструктурирует сеть, оборудование все есть, а открытие на новом месте не предполагает каких-то больших инвестиций",— утверждает он. По словам господина Костыгина, за операционным управлением компании стоит "независимая команда". Михаил Васинкевич уверен, что это "люди Костыгина и Мейера".
Онлайн-трафик "Юлмарта" тем не менее падает, констатирует управляющий партнер магазина "220 Вольт" Алексей Федоров. По данным SimilarWeb, у него в декабре было 10 млн посещений, а в феврале — 7,4 млн, тогда как у конкурентов DNS и "М.Видео" — 46,7 млн и 31,5 млн соответственно. ""Юлмарт" платит не всем своим поставщикам, ему не хотят отгружать, и он не генерирует им продажи. При таком трафике деньги надо пустить не на аренду, а на маркетинг",— рассуждает господин Федоров.
У "Юлмарта" ситуация не очень простая, согласен гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "В 2018 году они сократили чистую выручку почти на 40%, она не превысила 15 млрд руб. без НДС. С ними не работают факторинговые компании и многие поставщики из-за финансовых рисков, но если они решат эту проблему и акционерный конфликт, то у них есть потенциал для кратного роста. Оптимизировать площади надо было еще в 2017 году, когда стал снижаться товарооборот. Этот путь снижения арендной ставки и сокращения площадей давно прошли многие ритейлеры",— говорит он.