© ComNews
15.03.2019

Эксперты ассоциации "Финансовые инновации" (АФИ) создали финтех-площадку под брендом "VR_Банк". Созданная компания организует полный цикл решений для каждого клиента в формате white label. "VR_Банк" предоставляет партнеру технологию, а он, в свою очередь, под собственным брендом предлагает инновационный продукт клиенту.

Учредителем площадки выступила АФИ. В рамках пресс-конференции председатель правления АФИ Роман Прохоров назвал новый финтех-бренд долгожданным прорывом на российском финансовом рынке: "Участники ассоциации давно нуждались в надежном финтех-партнере, который может взять на себя полный цикл разработки и внедрения инновационных решений. В отрасли, несмотря на всю ее прогрессивность, не хватало компании, которая сможет говорить с ИТ на одном языке", - сказал он.

Директор по корпоративным финансам "VR_Банк" Джанбулат Хангишиев сказал корреспонденту ComNews, что членами ассоциации на сегодняшний день являются порядка 50 участников. "Ранее на круглых столах участники рынка обсуждали имеющиеся проблемы. Был интерес участников в создании подобной платформы. Поэтому было принято решение создать компанию, которая должна удовлетворить спрос на финтех-решения", - пояснил Джанбулат Хангишиев. 

Участники пресс-конференции рассказали, что юридически компания создана в октябре 2018 г., но разработкой финтех-решений в АФИ занимаются уже несколько лет. "Мы сформировались во второй половине прошлого года. В ближайших планах у нас - работа на российский рынок, в среднесрочных - пространство вокруг, и в дальних планах - выход на мировой рынок", - сказал генеральный директор "VR_Банка" Арсений Полевич.

Роман Прохоров отметил, что руководители "VR_Банка" надеются выйти на окупаемость через год-полтора.

По словам ИТ-директора "VR_Банка" Александра Гончаренко, когда его позвали в команду, он был удивлен тем, что идея была в том, чтобы закрыть все компетенции финтеха. "Пока на рынке этого никто не делает. Когда мне показали наработки, я увидел, что это было разрозненно, но очень интересно, и было много новых решений. Моей задачей стало собрать все это вместе", - рассказал он в ходе пресс-конференции.

Компания предоставляет комплексные B2B-решения для платежных агентов, бонусных и кешбэк-сервисов, телеком-сегмента и рынка страхования.

"Создание финтех-продуктов - непрофильный бизнес, например, для операторов. Это занимает много ресурсов и времени. Проще купить готовое решение у того, у кого оно уже есть. Мы увидели эту нишу и назвали себя "VR_Банком". Мы занимаемся только финтех-составляющей", - сказал Арсений Полевич.

В штате "VR_Банк" на сегодняшний день значится 84 специалиста. По словам Романа Прохорова, это "лучшая команда на рынке".

"Мы собрали самых лучших людей финтеха на рынке. Чтобы стать лучшими, надо иметь лучшую команду. Фонд оплаты труда (ФОТ) и аренда - самые затратные статьи для компании, но на ФОТе мы не экономим. Пожалуй, мы входим в топ-5 компаний на рынке по оплате труда", - сказал в ходе конференции Арсений Полевич.

Он отметил, что компания соответствует запросу времени: "Если в начале 2000-х телеком-компании и банки оценивались клиентами по уровню сигнала и количеству банкоматов с отделениями, то в 2019 г. отрасли недостаточно просто качественно день за днем выполнять базовую работу. Теперь от своего телефона и банковского приложения пользователь хочет гораздо большего. Фактически вокруг банковских приложений строится полноценная экосистема потребления - и как раз финтех помогает отрасли каждый день соответствовать запросам клиента, внедряя новые технологии и услуги", - отметил Арсений Полевич.

По мнению представителя пресс-службы "VR_Банка" Антона Кругловского, финтех-отрасль переживает бум своего развития: "Только за первую половину 2018 г., по данным отчета KPMG, инвестиции в финтех в мире превысили $58 млрд. В России - только $1 млрд, но нам есть куда стремиться".

Джанбулат Хангишиев отметил, что "VR_Банк" является полностью российским финтехом: "Главный KPI для финтех-банка - это цена транзакции. В нее включены расходы на инфраструктуру, специалистов и технологии. Могу с уверенностью говорить, что на российском рынке у нас одно из самых выгодных предложений. Это как раз преимущество финтеха, которого удается достичь за счет объемов - то, чего не может реализовать ИТ-компания или даже банк своими силами", - сказал он. Участники пресс-конференции привели пример, что большие компании, в силу своей неповоротливости, создают решение за полтора-два месяца, которое "VR_Банк" делает за две недели.

Среди основных озвученных проектов "VR_Банка" - сотрудничество с ВТБ: финтех обеспечивал процессинг для запуска ApplePay и проекта по велошерингу в Москве. Кроме того, бренд реализует на территории РФ процессинг для международного сервиса платежей и переводов Western Union, а также предоставляет собственную запатентованную технологию P2P-переводов any-to-any для мобильного оператора Tele2.

"VR_Банк" является нашим партнером по одному из сервисов для перевода денежных средств. Решение позволяет переводить деньги с мобильного счета или банковской карты на телефон, банковскую карту или расчетный счет. Название технологии any-to-any объясняется свободой выбора источника средств и направления перевода. Это один из самых простых способов подобных транзакций, поскольку управлять ею можно посредством USSD-команды", - пояснил представитель пресс-службы Tele2.   

По словам ИТ-директора "VR_Банка" Александра Гончаренко, финтех-компания является своеобразной dark kitchen для банков и телекома: "Мы берем на себя организацию полного цикла индивидуальных решений для каждого клиента. Работая, что называется, в формате white label, мы предоставляем партнерам уникальную технологию - банк или мобильный оператор, в свою очередь, под собственным брендом предлагает инновационный продукт клиенту. В финтехе не бывает стандартных решений - каждое рождается словно из конструктора, под новый проект. Собственно, именно поэтому и был создан "VR_Банк" - моделирование новый финансовой реальности и воплощение технологий в жизнь".

Директор центра компетенций Fintech & Blockchain ИТ-кластера фонда "Сколково" Павел Новиков полагает, что общее количество финтех-компаний разных стадий в России составляет 400-500. "Примерно 10% из них являются резидентами "Сколково" - в финтех-направлении у нас 50 проектов. И все эти 50 резидентов "Сколково" имеют выручку: по итогам 2018 г. она составит примерно 5 млрд руб. Банки инвестируют в собственные разработки на два порядка больше. В основном финтех работает в трех секторах - финансовом, рознице и телекоме. Например, сколковская компания PimPay решает проблему кассовых разрывов и кредитует интернет-магазины, делая скоринг предприятия на основании данных от почтовых сервисов. Банки в 65% случаев отказывают малым и средним бизнесам в кредите из-за отсутствия обеспечения или невозможности оценить риск. Корпорациям нужно смотреть на 360 градусов и использовать все форматы внедрения инноваций. Чем выше зрелость организации, тем больше инструментов она использует - конкурсы, акселераторы, хакатоны, open API. Создавать самостоятельно, да еще и монолитные решения, - тупиковый путь. И, например, банки это уже осознали. Сейчас появилась возможность отделить инфраструктуру и фронт-системы, а такие платформы, как "VR_Банк" или API Bank, становятся посередине, повышая эффективность и банков, и необанков, которые, в свою очередь, создают качественный сервис и повышают удовлетворенность для самых разных аудиторий - студентов, эмигрантов, репетиторов, бизнесменов", - отметил Павел Новиков в беседе с корреспондентом ComNews.