Семь облаков "Билайна"
ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") запустило линейку бизнес-решений на базе облака BeeCloud. Разработки рассчитаны на средний и крупный бизнес. В пресс-службе оператора заявили, что за полгода c момента запуска платформы, к декабрю 2018 г., количество клиентов выросло в 20 раз. К концу 2019 г. "Билайн" ожидает кратное увеличение крупных клиентов, а также рост базы в сегменте SME.
Решения разрабатывали исходя из обратной связи от ключевых пользователей платформы, которую они предоставляли персональным менеджерам. Среди клиентов BeeCloud - сетевой ретейл, e-commerce и интернет-площадки, представительства ведущих международных брендов, крупные производственные компании, финтех, риелторские бизнесы, аптечные сети, крупные отели, рекламные агентства, телемедицина и разработчики ИТ-продуктов.
"На основе анализа клиентского опыта мы определили семь наиболее востребованных на сегодняшний день пакетов облачных решений. Теперь компании, использующие BeeCloud, получают не просто надежную технологическую платформу, а линейку профильных решений, необходимых для масштабирования и минимизации рисков ИТ-инфраструктуры, а также решения срочных задач бизнеса. В пакет бизнес-решений входят DRaaS (Disaster Recovery), BackUp, размещение систем 1С и Highload, универсальная инфраструктура для виртуальных АТС Asterisk и модернизация ИТ-систем без капитальных затрат, соответствующие ФЗ "О персональных данных". Надежная облачная платформа, магистральная сеть IP MPLS и высокое качество сервиса определяют высокий спрос на IaaS от среднего и крупного бизнеса в области ретейла, электронной коммерции, финтех-сектора, телемедицины", - рассказывает директор по крупному бизнесу "ВымпелКома" Евгений Коробов.
В пресс-службе оператора сообщили, одно из самых популярных решений - онлайн-восстановление ИТ-систем Beeline Disaster Recovery. BeeCloud оперативно восстанавливает клиентам работу систем в случае аварий или критических сбоев за несколько минут. Чтобы обеспечить сохранность данных, компания разработала сервис профессионального резервного копирования и хранения данных BeeCloud Backup.
По словам представителя пресс-службы компании, в BeeCloud можно разместить и защитить высоконагруженные ИТ-системы и базы данных. От преднамеренных атак, обещает оператор, бизнес эффективно защитит система Anti-DDoS.
Также "Билайн" запустил BeeCloud 1С. Это выделенная платформа для размещения систем, которая адаптирована под особенности архитектур приложений 1С.
По мнению представителя пресс-службы оператора, современный IaaS - это надежная инфраструктура для безотказной работы ИТ-систем бизнеса, которая не требует от клиента капитальных затрат. "Используя облачную платформу вместо закупки оборудования, можно модернизировать инфраструктуру без CAPEX. Например, "Инфраструктура для Asterisk в облаке" - это специально выделенная платформа, оптимизированная для работы виртуальной АТС, которая не только гарантирует высокую производительность и отказоустойчивость, но и предоставляет полный доступ к тонким настройкам виртуальной АТС", - сказал представитель пресс-службы "Билайна".
В рамках решения по гибкому отказоустойчивому хранению BeeCloud Storage предоставляется запущенный в марте 2018 г. сервис объектного хранилища. Оператор сообщает, что высокий спрос на данный сервис есть со стороны производителей охранных систем видеонаблюдения.
BeeCloud - это пять технологических площадок в Москве и Ярославле, которые сертифицированы Tier-III и соответствуют требованиям TIA-94 2. В проекте используется оборудование Enterprise линейки Hewlett-Packard Enterprise и Cisco.
На сегодняшний день специалисты "Билайна" наблюдают интерес к решениям резервирования ИТ-систем, аварийного восстановления и приведения систем в соответствие с ФЗ-152. В 2019 г. оператор ожидает роста по направлению "Модернизация без CAPEX". Экономический эффект этого решения для клиентов, со слов представителя оператора, которым нужно обновить ИТ-инфраструктуру, может превышать несколько миллионов рублей.
Пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов рассказал ComNews, что компания предоставляет бизнесу несколько десятков облачных сервисов. "Среди услуг провайдера - как IaaS, так и SaaS-сервисы, направленные на решение бизнесом повседневных задач: почта из облака, сервисы хранения и обмена корпоративными данными. Нашим клиентам доступен выделенный сегмент для работы с персональными данными, хранение и обмен корпоративной информацией, сервис объектного хранения, обработка больших данных в облаке, DR, резервное копирование и многое другое. Заказчики используют нашу IaaS-платформу для размещения популярных корпоративных программ и приложений - например, решений линейки SAP, 1С. Кроме того, на данный момент мы единственные в стране поставщики решений Microsoft Azure Stack на базе российских дата-центров", - сказал Алексей Меркутов.
В ближайшее время, сообщил он, МТС запустит линейку PaaS-сервисов.
По итогам 2018 г. оператор увеличил выручку от облачных услуг более чем в три раза. Объем хранимых и обрабатываемых данных вырос за аналогичный период в семь раз, заявил Алексей Меркутов, добавив, что сегмент IaaS является для компании самым быстрорастущим. Для предоставления IaaS-услуг МТС использует платформу VMware, которая позволяет оказывать бизнесу полный спектр виртуальных инфраструктурных и сетевых услуг.
Менеджер по бизнес-коммуникациям ПАО "МегаФон" Дмитрий Лукьянчиков также отмечает рост потребностей бизнеса в облачных платформах. "Сегодня порядка 60% компаний крупного, среднего и малого бизнеса готовы использовать облачные решения. "МегаФон" с октября 2018 г. предлагает для корпоративных клиентов виртуальную платформу "Деловое облако" при технической поддержке Mail.ru Cloud Solutions. Платформа включает комплекс сервисов - виртуальные платформы, облачные хранилища, базы данных, графические карты и сервисы для анализа больших данных", - сказал в разговоре с ComNews Дмитрий Лукьянчиков.
Tele2 развивает облачные решения для оптимизации внутренних процессов корпоративных пользователей с Oracle. "Что касается IaaS-решений для бизнес-клиентов на базе ЦОДа, - сказала пресс-секретарь компании Дарья Колесникова, - они требуют колоссальных затрат, развиваются на сетях фиксированной связи и заточены под крупных заказчиков".
По ее словам, Tele2 фокусируется на В2В-аудиториях, которым интересны иные по наполнению услуги. Компания активно продвигает SMS-информирование и таргетинг, услуги на основе Big Data.
Руководитель облачного направления компании "Онланта" (входит в группу компаний "Ланит") Олег Коновалов считает, что телеком-операторы сейчас наращивают присутствие на рынке облачных технологий и в части продвижения услуг (продажи, маркетинг), и в части сбора обратной связи от пользователей.
"Причем операторы только начинают осваивать этот рынок, поэтому есть смысл ожидать дальнейшего увеличения их активности. Пока мы не ощущаем дискомфорта от присутствия на рынке облачных технологий операторов связи. Более того, сегодня они помогают развивать рынок в целом, повышая уровень осведомленности об облачных услугах", - сказал Олег Коновалов.
Директор по развитию бизнеса "Крок Облачные сервисы" Максим Березин полагает, что таким образом операторы стремятся компенсировать снижение доходности от классических услуг связи и планируют увеличить ARPU за счет неклассических для телекома услуг. "Обычно они используют свое присутствие в бизнесе клиентов как поставщики услуг связи и, обладая широкой абонентской базой, хотят эффективнее ее монетизировать", - говорит Максим Березин.
В "Крок" пока не наблюдают заметного роста доли операторов на рынке облачных сервисов. "Крупным корпоративным клиентам необходима более глубокая техническая экспертиза при оказании облачных услуг, выходящая за рамки только IaaS и предоставления вычислительных ресурсов. В 2018 г. мы выделили облачные услуги в отдельный бизнес для оказания более широкого спектра сервисов на базе собственной сети ЦОДов и облачной платформы, включая управляемые услуги - managed services", - сообщил Максим Березин.
На его взгляд, основное преимущество телеком-операторов заключается в более выгодных условиях стоимости каналов связи, так как они могут предлагать их по более привлекательным условиям в составе пакетных предложений с облачными услугами.
"Это может быть интересно территориально распределенным компаниям, поскольку у операторов связи высокое проникновение услуг доступа в интернет по всей территории страны. Сам рынок облачных услуг можно назвать нетрадиционным для операторов связи. Предоставление облачных услуг крупному бизнесу требует глубокой интеграции в бизнес клиентов. Пока операторы вряд ли могут гарантировать высокий уровень поддержки ИТ-систем и цифровых платформ клиентов в облаке. По моему мнению, их основной фокус сейчас сосредоточен в сегменте SMB, где требования более мягкие", - оценивает возможности операторов Максим Березин.
Консультант iKS Consulting Георгий Башилов считает, что сегодня усилия операторов связи наиболее заметны по двум направлениям - IaaS, включая услуги виртуальных ЦОДов, и во втором по величине сегменте рынка SaaS - виртуальных АТС (ВАТС).
По оценкам iKS Consulting, по итогам 2017-2018 гг. МТС, "Ростелеком", "Билайн" и "МегаФон" заметно укрепили позиции на рынке ВАТС, заняв места в первой десятке, со второго по девятое, и потеснив некоторых традиционных игроков этого рынка. "Они уверенно продолжают вместе с традиционными операторами ВАТС теснить традиционную фиксированную телефонию", - сказал Георгий Башилов.
Специалист говорит, что в сегменте IaaS уверенно лидирует "Ростелеком", который вследствие планируемого поглощения компании DataLine по итогам 2019 г. может довести долю на рынке IaaS до 24-25%. Укрепятся и позиции МТС, вложившей в приобретение операторов облаков и ЦОДов ("ИТ-Град" и ЦОД "Авантаж") за последние полгода более 11 млрд руб.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын поясняет, что провайдеров облачной инфраструктуры можно разделить на четыре группы: это зарубежные ИТ-гиганты (Amazon, Microsoft, Google и т.п.), российские ИТ-компании смежных отраслей (интеграторы, интернет-холдинги), специализированные облачные провайдеры и телекомы. "Сразу очевидно, что игроков на рынке - десятки, и у них разные конкурентные преимущества. Каждая группа игроков сфокусируется на тех пользовательских сегментах, которым им удастся предоставить уникальные услуги, и вряд ли конкуренция будет выходить за рамки этих сегментов", - прогнозирует аналитик.
По словам Леонида Делицына, российские телекомы обладают преимуществом в случае крупного бизнеса, которому нужны интегрированные решения, в особенности если компания должна хранить данные внутри страны, а также в случае госструктур.
"Есть у них и преимущество в виде обширной клиентской базы, хотя представленная "Билайном" линейка инфраструктурных решений адресована в основном крупному и среднему бизнесу. Что касается собственно ЦОДов или систем хранения данных, то телекомы выступают их операторами, а не разработчиками и вряд ли могут предоставить какие-то специальные инновации. Они сконцентрируются на тех клиентах, которым больше нужны стабильные, но в то же время облачные решения, то есть на крупном и среднем бизнесе, который загорелся идеей перенести инфраструктуру в облака, не нарушив при этом хода операций", - полагает специалист "Финама".