"Налог на Google" пополнил бюджет сверх ожиданий
За 2018 г. зарубежные продавцы электронного контента заплатили НДС на сумму 12 млрд руб. по "налогу на Google". Это на 2,6 млрд руб. больше, чем в 2017 г. Такие данные приводит Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ. Всего в российских налоговых органах в настоящий момент зарегистрировано 280 иностранных компаний, оказывающих услуги в электронной форме физическим лицам (B2C). С 1 января 2019 г. на учет в налоговую обязаны вставать и компании, оказывающие услуги B2B-сегменту. По данным аналитиков, цена на контент для конечных пользователей не выросла, в том числе и в свете повышения налоговой ставки по НДС.
Напомним, что в начале июля 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который в обществе назвали "налог на Google". С 1 января 2017 г. документ вступил в силу. Теперь иностранные компании - поставщики электронных услуг обязаны платить налог на добавленную стоимость. Налог распространяется на такие виды электронных услуг, как продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки, предоставление доступа к поисковым системам в интернете, регистрация доменов и др. Иностранные организации, оказывающие физлицам в РФ услуги в электронной форме, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах. Предварительно они подают заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг. С 1 января 2019 г. встать на учет в налоговую должны и компании, оказывающие электронные услуги компаниям и индивидуальным предпринимателям (B2B). "Первые заявления от этих компаний начали поступать еще в декабре 2018 г. Уже получено 465 заявок, в частности, от таких ведущих компаний, как Cisco, IBM, Qiwi, Opera Software, Phoenix Contact, Citrix Systems, Siemens, Nokia Solutions и др.", - сообщает пресс-служба ФНС.
Отчисления иностранных компаний в российский бюджет по "налогу на Google" в 2017 г. составили 9,4 млрд руб. (см. новость ComNews от 1 марта 2018 г.).
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин рассказал, что введение "налога на Google" не только принесло дополнительные поступления в бюджет РФ, но и сбалансировало маржинальность иностранных и российских дистрибьюторов цифрового контента. "Цена на контент для конечных пользователей, по нашим данным, не выросла. Лицензионных сделок на контент в В2В-сегменте нововведения не коснутся, так как услуги оказываются не в электронной форме. Скорее речь о SaaS-решениях и т.д. Пока рост НДС не сказался на стоимости подписок и контента для потребителей, то есть рост налоговой нагрузки видеоплатформы приняли на себя", - прокомментировал он.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что за два года действия "налог на Google" оправдал прогноз Федеральной налоговой службы и даже превзошел его на 27%. Рассуждая о влиянии налога и повышении ставки НДС на цены электронного контента, он говорит, что налог приведет к росту цен на контент для бизнес-потребителей, но клиенты все равно будут платить."B2B-сегмент невелик - это, например, подписка на базы данных новостных и рейтинговых агентств, фотоархивы, научные журналы, графические элементы для веб-дизайнеров и т.п. Как правило, такие услуги отличаются ценовой неэластичностью: потребитель не может от них отказаться, поскольку они существенны для ведения бизнеса. А поскольку поставщиков такого контента обычно мало и они не взаимозаменяемы, то у них есть возможность повысить цены, поскольку перейти к другому поставщику клиент не может. Соответственно, урезать расходы, чтобы держать цены, издатели не будут", - пояснил он.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отметила, что, во-первых, благодаря "налогу на Google", обязывающему иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС, были получены денежные средства в федеральный бюджет. "Более того, введение данного налога позволило предотвратить уклонение от уплаты налогов российских компаний, которые ранее регистрировались в иностранных юрисдикциях", - подчеркнула она.
Если говорить о стоимости конечных услуг, то Анастасия Соснова полагает, что компании закладывают издержки в стоимость предоставляемых услуг, поэтому она ожидает незначительное повышение стоимости контента, в том числе из-за роста НДС.