Анастасия Самсонова
© ComNews
09.01.2019

По оценке J’son & Partners Consulting, к концу прошлого года абонентская база всех российских виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) приблизилась к отметке 10 млн. При этом в 2018 г. рынок MVNO вырос как минимум на 20%. Другие эксперты рынка говорят о 7 млн абонентов. По итогам 2018 г. в топ-3 MVNO вошли Yota (ООО "Скартел", "дочка" ПАО "МегаФон"), ПАО "Ростелеком" и ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, "дочка" ПАО "МТС"). Опрошенные эксперты говорят о том, что ключевое событие, которое повлияет на рост рынка MVNO в 2019 г., - решение Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") стать "MVNO-фабрикой". Также аналитики не исключают, что в ближайшем будущем новые заметные MVNO-проекты появятся у крупных промышленных, транспортных и страховых компаний.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова со ссылкой на данные "ТМТ Консалтинга", отмечает, что по итогам 2018 г. основу рынка MVNO формируют три игрока - Yota, "Ростелеком" и МГТС. Причем на крупнейшего, Yota, по оценкам "ТМТ Консалтинга", приходится две трети всех абонентов.

Директор направления "Смартфон" оператора Yota Артемий Пономарев подтвердил намерения компании занимать лидирующую позицию. "Для этого мы продолжим активно наращивать клиентскую базу, расширять региональный охват, запустим новые точки продаж", - поделился планами Артемий Пономарев.

Количество абонентов мобильной связи "Ростелекома" (реализует проект на сети Tele2) достигло по итогам III квартала 2018 г. 1,1 млн, увеличившись на 58% по отношению к III кварталу прошлого года (0,7 млн). Представитель пресс-службы "Ростелекома" тогда сообщил, что проект MVNO занял неплохие позиции не только в сегменте B2C, но и на B2B-рынке (см. новость ComNews от 2 ноября 2018 г.). На момент публикации "Ростелеком" не предоставил актуальной информации о количестве абонентов MVNO "Ростелекома".

Директор департамента маркетинга и развития продуктов МГТС Наталия Бижанова в беседе с корреспондентом ComNews рассказала, что к концу 2018 г. количество абонентов услуг мобильной связи, оказываемых компанией по виртуальной модели, приблизилось к 0,5 млн - за год увеличилось более чем в полтора раза. "Услугами мобильной связи МГТС пользуется около 30% всех ШПД-абонентов компании (в Москве и МО - Прим. ComNews). Наши доходы от мобильного бизнеса по доле уже почти равны доходам от ЦТВ (цифрового телевидения). Осенью 2018 г. они достигли 1 млрд руб. Рост за год составил 30%", - обозначила результаты МГТС Наталия Бижанова.

Банковские MVNO-проекты Сбербанка (ООО "Сбербанк-Телеком", "СберМобайл") и АО "Тинькофф Банк" ("Тинькоф Мобайл") в 2018 г. только начали экспансию на рынок. В настоящее время, по данным, предоставленным "ТМТ Консалтингом", на них приходится лишь 3% рынка.

В конце июля 2018 г. "Тинькофф Мобайл" начал региональную экспансию. Помимо Москвы и Петербурга оператор начал оказывать услуги связи в Краснодарском крае, Волгоградской области, республиках Адыгея и Марий Эл. Как ранее сообщал представитель компании изданию (см. новость ComNews от 20 июля 2018 г.), до конца 2018 г. "Тинькофф Мобайл" планировал начать работу в более чем 60 регионах России.

"В декабре 2018 г. "Тинькофф Мобайл" отметил свой первый день рождения. В начале прошлого года мы были только в четырех регионах России, сейчас - уже в 43. Наши клиенты могут пользоваться связью в любой точке мира, даже в Антарктиде. При этом в 240 странах абоненты могут подключиться к LTE-роумингу, который дает возможность пользоваться мобильным интернетом за границей на 4G-скоростях", - резюмировала итоги года пресс-служба "Тинькофф Мобайла".

Размер абонентской базы в "Тинькофф Мобайле" не раскрывают, сообщив лишь, что за последние полгода она выросла в пять раз.

"В 2019 г. мы планируем увеличить количество регионов присутствия бренда, нарастить абонентскую базу и расширить сеть дистрибуции", - рассказали в пресс-службе "Тинькофф Мобайла".

"СберМобайл" уже запустился в 15 российских регионах - Москве и МО, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Белгородской, Калужской, Брянской и Тульской областях. "В 2019 г. компания планирует продолжить расширять географию присутствия проекта на территории страны", - сказал представитель пресс-службы "Сбербанка". Детали проекта оператор не сообщает.

"В будущем мы хотим предложить нашим клиентам кешбэк, комфортные тарифы на звонки по всей стране и возможность звонков по Wi-Fi. Планируем развиваться в направлении B2B", - сообщает пресс-служба "Сбербанка".

Напомним, что "СберМобайл" официально объявил о запуске 26 сентября 2018 г. Он стартовал в четырех регионах - Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях (см. новость ComNews от 27 сентября 2018 г.). До официального запуска, с марта 2017 г., действовал пилотный проект. Тогда оператор работал под брендом "Поговорим". Размер абонентской базы Сбербанк также не раскрыл. Хост-оператором "СберМобайла", как и "Тинькофф Мобайла", выступает Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

Как сообщили в пресс-службе Tele2, сейчас у компании больше всех на рынке запущенных MVNO-проектов. "База наших виртуальных операторов превышает 1,4 млн клиентов. Почти все MVNO, которые работают с нами, берут от Tele2 только сеть - остальное у этих компаний свое.

В декабре 2017 г. Tele2 запустил MVNE-платформу. Она позволяет подключать клиентов, которые не обладают инфраструктурой, но хотят стать операторами связи. "В 2018 г. мы подключили пару виртуальных операторов. Мощностей платформы хватит, чтобы ежегодно запускать десятки новых MVNO. Tele2 - единственная "MVNO-фабрика", и мы продолжаем активно развивать это направление. Ведем переговоры о заключении новых партнерств", - заявил представитель пресс-службы Tele2.

В отличие от Tele2, например, ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") не спешит с развитием MVNO-проектов. В пресс-службе "ВымпелКома" отметили, что сейчас выходить на рынок MVNO не собираются. "Мы пока не видим кейсов, которые могли бы предложить что-то уникальное", - сказали в "ВымпелКоме".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова говорит, что к концу 2018 г. у всех MVNO насчитывается 7 млн абонентов. "Для банков MVNO - еще один подход к укреплению лояльности и монетизации клиентской базы. У проекта Сбербанка есть потенциал занять лидирующую позицию при текущей клиентской базе - около 100 млн клиентов - и конверсии клиентов в абоненты на уровне хотя бы 10% в течение нескольких лет. Особенности "СберМобайла" - бесплатный базовый тариф 50 минут плюс 500 Мбайт трафика и дополнительные объемы трафика по привлекательным ценам. Особенность "Тинькофф Мобайла" заключается в привлекательных тарифах на международный роуминг. Цены на связь и интернет сопоставимы с традиционными операторами, поэтому главным конкурентным преимуществом данных проектов должны стать программы лояльности, которые успешно внедряют обе компании. В первую очередь в ближайшее время в сегменте физлиц возрастет роль банковских проектов, на которые сейчас приходится лишь 3% рынка", - сказала Анастасия Соснова.

По ее прогнозам, к 2022 г. доля MVNO в России вырастет в семь раз - до 14-15%. "Ключевое событие, которое может повлиять на рост рынка, - решение Tele2 стать "фабрикой MVNO". Tele2 сдает в аренду собственную радиосеть 15 операторам связи в России. На потенциал рынка также влияет развитие проектов в области B2B и B2G, M2M (machine-to-machine), а также IoT. Скорее всего, в ближайшие годы топ-3 операторов не изменится. Даже если на рынке появятся иностранные конкуренты", - считает Анастасия Соснова.

Она также отмечает, что в ближайшее время на российский рынок выйдет известный игрок - Lycamobile. У этой компании уже более 15 млн абонентов в Великобритании, Германии, США, Австралии и на Украине. Из отечественных гигантов о своем желании запустить MVNO ранее заявило РЖД. Группа ВТБ уже изучает возможность запуска собственного оператора связи.

По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2018 г. рынок MVNO приблизился к отметке 10 млн абонентов. "Банковские MVNO в основном были заняты региональной экспансией и привлечением абонентов. Каких-то революционных сервисов, способных привлечь массу новых клиентов, они пока не внедрили. Возможно, все еще впереди. В целом прогноз на 2019 г. - умеренно оптимистичный. В 2018 г. рынок MVNO вырос как минимум на 20%. Существенный прирост произойдет во многом благодаря автомобилям, которые продолжат подключать в рамках госпроекта экстренного реагирования при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС - около 1,5 млн новых подключений", - уверен руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.

По его словам, активно растут проекты операторов фиксированной связи - "Ростелекома" и МГТС, которые предоставляют сотовую связь в пакете услуг со скидками. Продолжат расти и "СберМобайл", и "Тинькофф Мобайл", как за счет региональной экспансии, так и за счет объединения банковских и телекоммуникационных услуг.

"Как минимум такие операторы смогут предложить своим клиентам мобильную связь на выгодных условиях с использованием различных маркетинговых инструментов. Основной упор будет сделан на удержании клиентов и стимулировании потребления основных продуктов. Вряд ли сотовая связь будет генерировать существенную прибыль для банков - это непрофильный для них вид бизнеса, который, несмотря на то что банкам не нужно строить свои базовые станции и платить за радиочастоты, все же требует определенных затрат. Мы не исключаем появления в 2019 г. новых заметных MVNO-проектов, в том числе в новых отраслях. Это могут быть, например, страховые компании, которые развивают проекты в области умного страхования, или каршеринговые компании. Есть интерес к бизнес-модели MVNO со стороны крупных промышленных и транспортных компаний-монополистов - "Газпрома", РЖД. Но они могут раскачиваться годами, сложно сказать, когда такие проекты могут выстрелить. В целом сегмент интернета вещей имеет огромный потенциал, и компании, которые на него выходят с коробочными решениями, являются потенциальными кандидатами в виртуальные операторы", - сказал Виталий Солонин.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицин оценивает объем рынка MVNO в 7,2 млн абонентов. В целом, по его мнению, они приносят 2,6% выручки от всего рынка мобильной связи. "Сейчас топ-5 MVNO-операторов выглядит так: Yota, "Ростелеком", МГТС, "СберМобайл", "Тинькофф Мобайл", ТТК. Yota - 4,5 млн абонентов, "Ростелеком" - 1,1 млн, МГТС - 450 тыс., Сбербанк - 200 тыс., "Тинькофф Мобайл" - 200 тыс. Я считаю, что через год после запуска "СберМобайл" наберет от 200 тыс. до 400 тыс. абонентов в ЦФО, а по всей России - до 1 млн абонентов при условии активного маркетинга, сопоставимого хотя бы отчасти с кампаниями традиционных операторов. Таких же результатов по абонентской базе может достичь и "Тинькофф Мобайл", - сказал Леонид Делицин.

Эксперт полагает, что вскоре MVNO будут запускать и другие организации, у которых есть большая и лояльная клиентская база, которые могут сделать абонентам выгодное предложение. "Газпром" и другие нефтяные компании вполне могут предоставлять своим сотрудникам связь в рамках собственных MVNO, но с точки зрения массового потребителя у этих компаний преимуществ перед сотовыми операторами нет. А рынок в целом вырастет на 15-20% по количеству абонентов и по выручке", - прогнозирует Леонид Делицин.