© ComNews
13.11.2018

Panasonic Avionics Corporation и ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) заключили соглашение о сотрудничестве по предоставлению услуг спутниковой связи на самолетах во время полета над территорией Евразии. Услуги будут предоставляться через спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" с использованием Ku-диапазона. ГК AltegroSky займется инфраструктурным обеспечением проекта.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГП КС Ксения Дроздова отметила, что связь на подвижных объектах является для предприятия одним из главных драйверов роста. Она добавила, что рада возможности реализовать проект с использованием спутникового ресурса ГП КС совместно с корпорацией Panasonic Avionics, которая является одним из крупных игроков мирового рынка предоставления услуги связи на борту пассажирских авиалайнеров (сервис inflight entertainment and connectivity, IFEC).

Инфраструктурным обеспечением по проекту займется ГК AltegroSky. Согласно контракту, компания выполнит комплекс работ по предоставлению Panasonic Avionics инфраструктурной платформы для организации сервиса IFEC через российские спутники.

"Altegrosky предоставляет своим партнерам широкий спектр технологических возможностей, среди которых - антенные системы больших диаметров, передатчики высокой мощности, разнообразное каналообразующее оборудование и спутниковые сетевые платформы практически всех ведущих производителей, а также круглосуточная мультиязычная техническая поддержка и команда высококлассных сертифицированных инженеров", - рассказал корреспонденту ComNews генеральный директор ЗАО "Рэйс Телеком" (ГК AltegroSky) Виталий Крамарь.

Финансовые подробности соглашения с Panasonic Avionics AltegroSky не раскрывает.

В проекте будут задействованы ресурсы двух телепортов ГК AltegroSky в Москве и Хабаровске для приземления транзитного трафика и его доставки до узла стыковки с оператором на ММТС9 по наземным каналам связи. "Часть нашей инфраструктуры на узлах в Москве и Хабаровске оптимально подошла для этого проекта по большому перечню критериев, по которым наши партнеры оценивали множество телепортов на территории России", - рассказал Виталий Крамарь.

"Подобные проекты позволяют AltegroSky не только получить опыт сотрудничества с глобальными операторами и лидерами нашего рынка, но и быть в технологическом авангарде отрасли, двигаться вперед в развитии собственной инфраструктуры для предоставления нашим заказчикам в России инновационных услуг, в том числе широкополосного доступа на летательных аппаратах и морских судах", - подчеркнул акционер AltegroSky Сергей Пехтерев.

Представитель AltegroSky отметил, что в данный момент ведутся переговоры и с другими компаниями о предоставлении аналогичных услуг. "Для российских авиакомпаний сервисы IFEC интересны обширными возможностями сопутствующих доходов: от организации доступа к сети интернет, актуальным фильмам, музыке, играм до новых форм электронной коммерции и новых рекламных инструментов. Немаловажно и получение дополнительных "звезд" в отраслевых исследованиях и рейтингах", - рассказал Виталий Крамарь.

ГП КС также ведет переговоры о реализации аналогичных проектов по обеспечению связи в самолетах с другими международными компаниями. Однако названия компаний, финансовые условия и иные подробности предприятие не разглашает.

Как рассказали корреспонденту ComNews в ГП КС, в конце 2019 г. предприятие планирует запустить космический аппарат "Экспресс-103" (на текущий момент находится в производстве) в позицию 103º в.д. "Конфигурация нового спутника связи и вещания позволяет экономично и с учетом уже созданных линеек оборудования организовать доступ к сети интернет на российских и зарубежных пассажирских самолетах, пролетающих над территорией нашей страны", - подчеркнул представитель пресс-службы ГП КС.

С учетом принятых решений о развитии в России региональных авиационных пассажирских хабов, протяженности маршрутов транзитных авиалиний Европа - Дальний Восток/ЮВА/Южная Азия ГП КС видит потенциал развития в оказании услуг связи на пассажирских воздушных судах. "Относительно приоритетности - еще два года назад доступ в интернет для морских судов мы оценивали как "эксклюзивную услугу", а сегодня ГП КС в этом сегменте рынка занимает долю более 25% от судов, подключенных к системе передачи данных типа VSAT, и мы еженедельно наращиваем наш парк. Сегодня объем передаваемого трафика в сети морского VSAT составляет ежемесячно 11 Тбайт", - рассказал представитель пресс-службы ГП КС.

Также с Panasonic Avionics с 2011 г. в рамках направления IFEC сотрудничает оператор спутниковой связи "РуСат". Генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов в разговоре с корреспондентом ComNews сообщил о том, что оператор успешно сотрудничает с Panasonic Avionics до сих пор. Для оказания телекоммуникационных услуг пассажирам самолетов "РуСат" заключил договор об аренде спутниковой емкости с АО "Газпром космические системы" (ГКС).

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Газпром космические системы" Игорь Кот подтвердил ComNews, что спутниковый ресурс компании уже много лет используется для предоставления услуг спутниковой связи на самолетах. "Начало этому положил еще спутник "Ямал-201". А сейчас речь идет о спутниках "Ямал-401", широкий луч которого покрывает практически всю территорию России, и "Ямал-300К", который имеет такой же луч над Тихим океаном. Два крупнейших мировых провайдера услуг связи и доступа в интернет на авиалайнерах - Panasonic Avionics и Gogo используют емкость на этих спутниках для своего бизнеса, - поделился информацией Игорь Кот. - Ресурс "Газпром космические системы", реализуемый для услуг IFEC, приносит ощутимый вклад в общий доход компании".

По словам Игоря Кота, для оказания услуг на базе спутников "Ямал" задействован телепорт компании "РуСат" в Москве (для спутника "Ямал-401") и телепорт компании USEI (США) в Брюстере (для спутника "Ямал-300К").

Другой оператор спутниковой связи - АО "КБ "Искра" пока не занималось проектами с подвижными объектами. Председатель совета директоров "Искры" Андрей Ромулов полагает, что проектами по предоставлению услуг спутниковой связи в самолетах должен заниматься кто-то один и компания пока не планирует этого делать.

При этом Андрей Ромулов обращает внимание корреспондента ComNews на то, что перспектива в развитии таких услуг, как предоставление спутниковой связи в самолетах, есть. Например, в качестве сопутствующего сервиса на российских авиалиниях или для выполнения требований по транзитным маршрутам через территорию РФ. Кроме того, добавил он, уже сегодня отдельные детали самолетов передают телеметрию о своем состоянии. Заглядывая в будущее, представитель "Искры" сказал, что летательные аппараты могут стать беспилотными, и, соответственно, потребуется дистанционное управление. Андрей Ромулов, шутя, назвал такое являение "интернетом очень больших вещей".

Представитель ГКС поддерживает мнение коллег о том, что связь в полете будет одной из основных движущих сил развития спутниковых телекоммуникаций.

Добавим, что, согласно результатам исследования, представленного Juniper Research летом текущего года, в мировом масштабе активное внедрение систем IFEC будет способствовать тому, что сервисная выручка на этом рынке вырастет с ожидаемых $3,7 млрд в 2018 г. до более $8,4 млрд к 2023 г.