"ВымпелКом" в поисках драйверов роста
Общая выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в III квартале 2018 г. выросла на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 76,8 млрд руб. Показатель EBITDA снизился на 3,1% и составил 27,4 млрд руб. Рентабельность базовой прибыли EBITDA сократилась на 3,2 п.п. в годовом исчислении. По мнению экспертов, результаты оказались несколько ниже ожиданий. Они отмечают, что вся индустрия не нашла драйверов роста, а признание того факта, что снижение количества абонентов обусловлено сокращением количества клиентов-мигрантов, делает честь "ВымпелКому".
В "ВымпелКоме" рост выручки объясняют успешным завершением процесса интеграции магазинов "Евросети" и уверенной динамикой ARPU. Основным драйвером роста показателя в компании называют увеличение мобильной сервисной выручки и значительный (на 164%, до 8,3 млрд руб.) прирост выручки от продаж оборудования и аксессуаров, обеспеченный появлением дополнительных монобрендовых магазинов после интеграции "Евросети" и ребрендинга, стартовавших в I квартале 2018 г.
Исполнительный вице-президент, главный финансовый директор "ВымпелКома" Андрей Ларкин сказал в ходе объявления финансовых результатов: "Мы не умели раньше продавать девайсы, сейчас мы продаем их с очень хорошей маржинальностью, несмотря на то что "ВымпелКом" делает много дополнительных акций для клиентов. У нас существенно выросла продажа смартфонов в кредит: их доля составила 23%. Раньше показатель был в районе 15%".
По результатам девяти месяцев общая выручка "ВымпелКома" выросла на 5% и составила 215,6 млрд руб.
Сервисная выручка в мобильном сегменте показала рост в III квартале на 0,5% и составила 59,5 млрд руб., преимущественно за счет увеличения выручки от дополнительных сервисов и передачи данных на 3% в годовом исчислении до 15,7 млрд руб. Сервисная выручка в мобильном сегменте по итогам девяти месяцев выросла на 2,5% и составила 171,3 млрд руб.
Рост сервисной выручки в мобильном сегменте замедлился год к году по сравнению со II кварталом, так как в III квартале 2017 г. хорошие финансовые результаты стали следствием временного роста разовых коммерческих активностей.
В компании отмечают, что на показатели III квартала 2018 г. оказал влияние рост проникновения OTT-сервисов за счет клиентов-мигрантов и снижение абонентской базы на 4,5% до 56,2 млн. "Снижение количества клиентов обусловлено сокращением количества клиентов-мигрантов в III квартале 2018 г. и сокращением продаж через альтернативные каналы дистрибуции после интеграции магазинов "Евросети" и их ребрендинга в монобрендовые магазины "Билайн", - сообщила пресс-служба "ВымпелКома".
Общая выручка в фиксированном сегменте в III квартале снизилась на 13,5% (по итогам девяти месяцев - на 10,4%) до 8,7 млрд руб. (26,6 млрд руб. за девять месяцев). В компании это связывают в большей степени с сокращением приблизительно на 1,1 млрд руб. выручки от транзитного трафика, централизованного в Veon Wholesale Services - подразделении группы Veon, которое взаимодействует с международными операторами, - и показываемого в выручке группы в сегменте "другое". "Без учета этого влияния процент сокращения выручки в фиксированном сегменте составил бы 3,7%, что является позитивной тенденцией по сравнению с предыдущими кварталами", - отмечают представители "ВымпелКома".
Показатель ARPU в мобильном сегменте продолжил рост в III квартале 2018 г., увеличившись на 4,7% по сравнению с показателем аналогичного периода предыдущего года. В то же время ARPU по ШПД в фиксированном сегменте в III квартале снизился на 5,1%.
Показатель EBITDA снизился на 3,1% и составил 27,4 млрд руб., а по результатам девяти месяцев вырос на 0,7%. По результатам II квартала текущего года EBITDA также увеличился на 1,2%. Основными причинами снижения EBITDA в III квартале в "ВымпелКоме" называют рост платы за использование радиочастотного спектра в объеме 0,4 млрд руб. и затраты на процесс интеграции магазинов "Евросети" в объеме примерно 0,6 млрд руб. Повышение платы за использование частот в III квартале 2018 г. на 30% было ретроспективно распределено на весь 2018 финансовый год, что привело к росту платежей за частоты на 37% за отчетный квартал в годовом исчислении.
Рентабельность базовой прибыли EBITDA составила 35,7%, сократившись на 3,2 п.п. в годовом исчислении, дополнительно в результате изменений в структуре выручки в связи с устойчивым ростом продаж оборудования и аксессуаров. "ВымпелКом" ожидает, что, в соответствии с утвержденной правительством методикой, плата за частоты с января 2019 г. будет снижена до прежнего уровня.
"ВымпелКом" ожидает давление на рентабельность базовой прибыли EBITDA вследствие интеграции и ребрендинга магазинов "Евросети". Также "ВымпелКом" ожидает продолжение негативного воздействия на EBITDA в объеме приблизительно 3 млрд руб. за 2018 финансовый год, поскольку затраты на интеграцию магазинов предшествуют получению выручки.
По завершении процесса интеграции "ВымпелКом" ожидает позитивное влияние на выручку и, с 2019 г., на EBITDA за счет активизации продаж устройств и повышения эффективности каналов продаж.
Исполнительный вице-президент "ВымпелКома" по корпоративной стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский отметил в ходе объявления финансовых результатов, что компании приятно, когда регулятор замечает ее усилия. "Роскомнадзор посчитал, что с начала года "Билайн" лидирует по количеству базовых станций LTE", - добавил он.
В настоящее время "ВымпелКом" активно тестирует с вендорами различные технологии, готовясь к запуску сети 5G. "Нас расстраивает ситуация с выделением частот для пятого поколения, которая складывается в России. Главным применением этих сетей станет разгрузка трафика сетей других поколений. Мы прикинули, что в целом на отрасль в России необходимо выделить примерно 600 МГц спектра для 5G-диапазона. Сейчас формально такого спектра нет. Мы считаем, что государству вместе с нами необходимо сформировать масштабную программу по расчистке спектра для строительства сетей пятого поколения. Но необходима воля, координация усилий органов исполнительной власти, здесь мы рассчитываем на регуляторов, что они такую волю смогут проявить", - выразил пожелания Александр Поповский.
Аналитик АО "Райффайзенбанк" Сергей Либин отмечает, что результаты "ВымпелКома" оказались несколько ниже ожиданий. "Однако ухудшение динамики выручки во многом связано с высокой базой прошлого года, а снижение рентабельности - c интеграцией "Евросети" и повышением сборов по оплате радиочастотного спектра. Эти дополнительные расходы продолжат оказывать давление на рентабельность в IV квартале 2018 г., однако будут прекращены начиная с 2019 г. В целом по группе Veon главным пунктом отчетности я бы назвал повышение прогноза по росту выручки и EBITDA и сохранение прогноза по свободному денежному потоку на 2018 г., несмотря на девальвацию валют ключевых стран присутствия", - говорит Сергей Либин.
Комментируя показатели "ВымпелКома", управляющая активами УК "Промсвязь" Сабина Мухамеджанова ожидает, что давление на рентабельность в следующем квартале сохранится из-за дальнейшего роста доли продаж оборудования и аксессуаров в общей выручке и расходов на развитие сети магазинов.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин говорит, что "ВымпелКом" продемонстрировал стабильные результаты с хорошим ростом общей выручки и розничного бизнеса, но не впечатляющим ростом сегмента мобильной связи. "Основой роста выручки в отчетном периоде стал рост доходов розничного бизнеса на 164% год к году за счет интеграции салонов "Евросети". Сервисная выручка прибавила всего 0,5% в силу высокой базы сравнения в III квартале 2017 г. Абонентская база традиционно снижается и уменьшилась за год на 4,5%, что, тем не менее, было полностью компенсировано ростом доходов на одного абонента - ARPU +4,7%, а также улучшением качества и платежеспособности базы. Рост, как и прежде, наблюдается в потреблении трафика данных, который составил 34% за год. На EBITDA оказал давление ряд факторов - в частности, рост доли низкомаржинальных доходов в выручке и увеличение платы за использование частотного спектра. На фоне этого EBITDA снизилась на 3,1%. В IV квартале результаты могут быть схожие: значительный рост выручки от продажи оборудования и аксессуаров на фоне увеличения количества торговых точек, снижение выручки бизнеса фиксированной связи и давление на EBITDA. Можно предположить, что в будущем мы увидим более быстрый рост сервисной выручки от мобильной связи при отсутствии заметного эффекта высокой базы", - прогнозирует Артем Михайлин.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, что компания справилась с негативом, вызванным узбекской историей, и сумела "вырулить" в новую жизнь. "Такие признания, как "снижение числа клиентов обусловлено сокращением количества клиентов-мигрантов", безусловно, делают ей честь и создают бенчмарк для других игроков индустрии. Фондовый рынок, в отличие от отраслевых СМИ, равнодушен к компаниям с мультипликатором P/S (отношение капитализации компании к ее выручке) 0,55, поскольку увеличить капитализацию такой компании может только революционная инновация, а шансы на таковую равны нулю, поскольку компаниям в такой ситуации - не до инноваций", - говорит Леонид Делицын.
Он также обращает внимание, что в отчете отсутствует упоминание мессенджера Veon. "Вообще, как будто его даже и не было, как и тех прогнозов, которые отраслевая пресса мягко понуждала нас, аналитиков, делать по его поводу", - добавляет Леонид Делицын.
На его взгляд, формулировка "основным драйвером роста показателя стало увеличение мобильной сервисной выручки и значительный (на 164%, до 8,3 млрд руб.) прирост выручки от продаж оборудования и аксессуаров" означает, по сути, отсутствие драйверов роста. "На уровне общей выручки эти 8,3 млрд руб. составляют около 10% и могли бы теоретически расти революционно и далее, однако далее они расти не будут, потому что процесс разделения ретейла завершен. Хуже того, рост до 8,3 млрд руб. от аксессуаров мог бы быть даже тысячекратным, но это не отменяет того факта, что надежды на бизнес по продаже аксессуаров идейно относятся к 2000 г.", - рассказал Леонид Делицын.
Леонид Делицын считает, что компания отмечает третьестепенные драйверы роста. "Они вполне могут сохраниться в дальнейшем", - добавляет он. "Прискорбный факт заключается в том, что особенных драйверов роста оператор не нашел, поэтому остаются лишь общие для индустрии - а индустрия их на текущий момент не нашла. Благодаря своему статусу диверсифицированной глобальной компании, этот оператор может первым делать горькие признания, которые в будущем предстоит озвучить и другим игрокам рынка", - дал неутешительный прогноз Леонид Делицын.