Председатель совета директоров и главный технологический директор Oracle Ларри Эллисон: «Мы добавили множество автономных роботов для защиты всех аспектов облака»
Ксения Прудникова
© ComNews
29.10.2018

В ходе технологической конференции Oracle Open World первые лица американской корпорации представили новые решения, а также поделились прогнозами на будущее. Основными темами Oracle Open World (OOW) стали автономность и перспективы применения технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и blockchain. Особое внимание спикеры также уделили вопросам обеспечения информационной безопасности.

В 2018 г. в конференции OOW приняло участие 60 тыс. человек. При этом на регион EMEA, занимающий существенное место в глобальном бизнесе корпорации, пришлось 9000 посетителей (свыше 40 тыс. - на Северную Америку, остальные - Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка). В ходе 2,3 тыс. сессий выступили спикеры из 93 стран. Директор по маркетингу Oracle Джудит Сим подчеркнула, что по насыщенности четыре дня конференции можно сравнить с годом непрерывного обучения.

Одной из главных новинок OOW стала облачная платформа Oracle Gen 2 Cloud, которую представил председатель совета директоров и главный технологический директор Oracle Ларри Эллисон. Ее отличительной особенностью является высокая степень защиты. "Построить защищенное облако - непростая задача, потребовалась фундаментальная перестройка самой его структуры. Мы долго над этим работали", - подчеркнул он. Ларри Элиссон рассказал, что использование автономных роботов дает возможность в автоматическом режиме идентифицировать и устранять угрозы в облачной инфраструктуре.

Архитектурным новшеством стало применение для управления облаком распределенных компьютеров: такой подход повышает надежность периметра, так как в случае обнаружения вредоносного ПО у одного из клиентов остальные пользователи защищены от распространения угрозы. Еще одной особенностью Oracle Gen 2 Cloud, по словам главного технологического директора корпорации, является то, что данные клиентов хранятся на выделенных серверах (bare metal computers), в то время как код управления облаком размещен в другой архитектуре. Это гарантирует, что представители Oracle не могут видеть данные клиента, когда отсутствует пользовательский доступ к коду управления облаком, что также повышает надежность решения. Наконец, еще одним существенным преимуществом новой облачной платформы является выгодное соотношение цена и производительности, достигаемое за счет автоматизации множества процессов.

По словам топ-менеджера корпорации, для клиентов миграция с облачной платформы первого поколения на новое будет максимально простой, в перспективе это станет возможно сделать нажатием одной кнопки. Gen 2 Public Cloud уже доступно для клиентов, а к лету 2019 г. будет запущена модель Gen 2 Cloud at Customer. "Наша цель всегда заключалась в том, чтобы при переходе от одного поколения вычислений к следующему защитить инвестиции клиентов в данные и приложения. Просто взять и перенести их на платформу следующего поколения. И мы реализовали эту возможность в Gen 2 Cloud", - сказал Ларри Эллисон. Для поддержки облачной инфраструктуры корпорация намерена увеличить количество дата-центров во всем мире, еще как минимум девять ЦОДов должны появиться в ближайшей перспективе.

Oracle Gen 2 Cloud разработано для автономной базы данных Oracle Autonomous Database - первой в мире самоуправляемой базы данных, которую корпорация представила на OOW в прошлом году. Клиенты могут выбрать для развертывания автономной базы данных Dedicated Exadata Cloud Infrastructure, что обеспечивает безопасность и надежность для критически важных рабочих нагрузок. Компании, не имеющие возможности перейти в публичное облако из-за необходимости соблюдения нормативных требований, могут использовать модель Oracle Autonomous Database Cloud at Customer, позволяющую воспользоваться всеми возможностями автономной базы данных Oracle в собственном центре обработки данных.

В Oracle Autonomous Database нашли применение технологии машинного обучения, что обеспечивает высокую доступность и производительность решения при меньших капиталовложениях. База данных автоматизирует процессы управления ключами, обновления ПО и установки патчей. При этом облачный сервис дает возможность делать все это, не прерывая работы, что позволяет гарантировать его надежность и доступность на уровне 99,995%.

Ларри Элиссон напомнил, что в мире существуют и так называемые полуавтономные базы данных, процесс управления которыми он сравнил с полуавтономным вождением: "Вы садитесь в машину, начинаете движение, сталкиваетесь с проблемой и погибаете". "У полуавтономных баз данных нет возможностей автоматической самонастройки и обеспечения защиты данных, а также их аварийного восстановления, как нет и послеаварийного восстановления серверов и ПО. Патчи не обновляются", - пояснил он.

При этом обеспечение безопасности в Oracle Autonomous Database полностью автоматизированно: при обнаружении угрозы она будет устранена, без остановки работы. Для этого компания применяет технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. "Если сервер базы данных или ПО выходят из строя, решение продолжает работать. Резервное копирование и послеаварийное восстановление выполняются автоматически. Это действительно автономное вождение, в результате которого все остаются живы", - продолжил метафору главный технологический директор Oracle.

Также Ларри Элиссон напомнил о том, что появление Oracle Autonomous Database породило опасения в том, что в будущем операторы баз данных останутся без работы. Однако практика показала, что все не столь однозначно. По его словам, минимизация человеческого труда позволяет уменьшать количество ошибок, что дает возможность улучшать надежность систем и сокращать затраты на их обслуживание. "Снимая с ИТ-специалистов часть рутинной работы с базой данных, мы даем людям шанс использовать потенциал для создания новых систем и анализа данных", - добавил Ларри Элиссон.

Эту тему продолжил глава корпорации Марк Херд, отметивший, что появление Oracle Autonomous Database позволяет высвободить людей для работы над задачами более высокого уровня. Затем он заявил, что 60% ИТ-профессий, которые появятся к 2025 г., еще даже не изобретены. По его словам, это не означает сокращения потребности в ИТ-специалистах, а говорит о том, что круг их задач будет постоянно расширяться. Я верю, что в ИТ-индустрии будет больше специалистов, которые станут работать над новым набором задач", - отметил он. Например, по мере автоматизации рутинных процессов возникнет потребность в вооруженных инструментами искусственного интеллекта специалистах по взаимодействию человека и технологий или супервайзерах роботов, которые будут отслеживать, насколько эффективно боты осуществляют взаимодействие с клиентами.

По прогнозам главы корпорации, уже в самое ближайшее время технологии позволят на 85% автоматизировать взаимодействие с клиентами. Так, искусственный интеллект может эффективнее, чем человек, обрабатывать объемы информации о клиентах и предлагать лучшие способы использования этих сведений. При этом решение сложных проблем клиентов все равно останется за человеком.

Также Марк Херд анонсировал, что к 2025 г. искусственный интеллект будет во всех облачных приложениях, что поспособствует решению повседневных задач. "ИИ поможет финансовому специалисту определить, какой кредиторской задолженности следует уделить наибольшее внимание, рекрутеру - понять, каких кандидатов следует изучить тщательнее, а менеджеру по логистике - узнать, с какими грузами есть проблемы, причем для этого не потребуется вручную создавать отчет. ИИ будет интегрирован во все эти приложения", - сказал Херд. По его словам, такое же будущее ожидает blockchain - технологию, которая станет использоваться не как автономное приложение, а будет интегрирована в областях, где людям нужен доверительный и проверенный обмен информацией.

Подводя итоги конференции, старший вице-президент по направлению Oracle Cloud Platform Стив Даэб также отметил, что встроенные в облачные решения Oracle возможности автоматизации избавляют специалистов ИТ-служб от рутины, давая возможности развивать инновации в бизнесе, а применение инновационных технологий позволяет улучшать клиентский опыт. Он также рассказал, что в дни конференции провел встречи с клиентами из России и выделил их фундаментальный подход к цифровой трансформации.

"В то время, как некоторые наши клиенты обращаются с вопросом, как перейти к использованию облачной инфраструктуры, российские заказчики думают о цифровизации целых отраслей экономики и создании универсальных платформ. Это очень интересно", - отметил Стив Даэб. Он добавил, что у Oracle накоплен большой опыт сотрудничества с представителями различных вертикальных рынков, который может пригодиться для решения подобных масштабных задач. Старший вице-президент предположил, что интересные дискуссии на эту тему могут развернуться в ходе конференции Oracle Cloud Day, которая состоится в Москве 21 ноября.

Подтверждением готовности российских компаний к технологическим прорывам стало и то, что одним из лауреатов ежегодной премии Oracle Excellence Awards в номинации "Лидерство в трансформации инфраструктуры" стал Михаил Полепчук, представляющий компанию BCS Global Markets (институциональный премьер-брокер, входящий в состав финансовой группы БКС и ориентированный на рынки России и стран СНГ). Премия в данной номинации вручается менеджерам, которые, используя инфраструктурные решения и технологии Oracle, достигли наибольших успехов в трансформации бизнеса, за счет снижения стоимость ИТ-операций, улучшения времени развертывания технологий и повышения производительности, как бизнеса компании, так и ее заказчиков.