Пиратам удаляют ссылку
Российские правообладатели и поисковики сегодня на встрече в Роскомнадзоре могут подписать антипиратский меморандум, который обяжет удалять ссылки на пиратский контент во внесудебном порядке. Среди его пунктов — создание реестра пиратских сайтов, держателем которого станет новая Ассоциация интернет-сервисов. Впрочем, у сторон до сих пор остаются разногласия: например, по срокам, в которые "Яндекс" должен удалять из выдачи ссылки на спорный контент.
Сегодня, 19 октября, в Роскомнадзоре пройдет встреча для обсуждения антипиратского меморандума, в которой будут участвовать глава ведомства Александр Жаров, представители "Яндекса", "Газпром-медиа", НМГ и Mail.Ru Group, сообщили несколько собеседников "Ъ". Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил, что Александр Жаров встретится с "представителями крупных правообладателей и интернет-компаний, включая "Яндекс"". Комментировать ход переговоров он не стал. В "Газпром-медиа", НМГ и "Яндексе" отказались от комментариев. Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян подтвердил участие во встрече и отметил, что компания предложит "придерживаться мировой практики взаимодействия интернет-площадок и правообладателей" и считает, что дополнительные условия и процедуры излишни.
Встреча будет первой после достижения существенного прогресса в переговорах и решения основных разногласий по антипиратскому меморандуму, говорит собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. Меморандум нужен, чтобы закрепить взаимоотношения "Яндекса" и правообладателей по поводу ссылок на пиратский контент. С ноября 2017 года закон обязывает поисковики удалять ссылки на сайты, заблокированные по решению суда. Правообладатели недовольны действующим механизмом: у пиратских сайтов появляются зеркала, а вынесение судебного решения и последующая блокировка занимают до семи рабочих дней.
Со стороны правообладателей кроме "Газпром-медиа" и НМГ подписать меморандум могут "Первый канал", ВГТРК, Ассоциация интернет-видео и Ассоциация продюсеров кино и телевидения, а также одна из структур "Яндекса" в качестве правообладателя. Предполагается, что документ будет действовать до сентября 2019 года и может быть продлен по согласию сторон.
Чтобы поисковики могли удалять ссылки на пиратские сайты во внесудебном порядке, стороны создадут реестр, в который правообладатели будут вносить адреса таких сайтов, рассказал собеседник "Ъ", знакомый с подготовкой меморандума.
Предполагается, что держателем реестра станет новая Ассоциация интернет-сервисов, куда войдут администраторы поисковых систем, социальных сетей и видеохостингов, а после принятия нового антипиратского закона он перейдет к Роскомнадзору.
Источник "Ъ" знает, что стороны достигли договоренности по одному из главных пунктов, а именно — пакету документов, который правообладатель должен предоставить для удаления ссылок. Ранее "Яндекс" настаивал, что компаниям необходимо иметь определение Мосгорсуда о предварительных обеспечительных мерах, но в итоге согласился исключить его из числа необходимых документов, говорит собеседник. Вместо этого меморандум будет предусматривать собственный механизм решения споров, а если вопрос о верификации прав на контент не получится решить в течение 10–14 дней, спор будет перенесен в суд. Роскомнадзор также предлагает ввести третейский суд, специальную группу для рассмотрения споров или механизм страхования для случаев, когда блокировка ссылок вызывает претензии со стороны третьих лиц или правообладатель направляет неправомерное или ошибочное заявление и должен нести за это ответственность.
Как ранее сообщал "Ъ", "Яндекс" настаивает, что присоединиться к меморандуму должна и Mail.Ru Group, включая "ВКонтакте" и "Одноклассники". Правообладатели же считают, что среди интернет-сервисов подписать документ должен в первую очередь "Яндекс", а остальные могут присоединиться по желанию. Меморандум при этом предусматривает для "Яндекса" возможность расторжения. Это допустимо в случае, если поисковик будет исполнять требования документа, но кто-то из правообладателей все равно обратится в суд против "Яндекса" с требованием предварительного обеспечения защиты своих прав.
Предметом спора пока остается время, за которое "Яндекс" должен исключать ссылки из выдачи. Правообладатели настаивают, что удаление должно происходить в течение часа, а в случае прямого эфира — за 20 минут. "Яндекс" же хочет закрепить в документе гарантированное удаление ссылок за шесть часов, устно обещая чистить выдачу за три часа, говорит источник "Ъ".