© ComNews
19.10.2018

Оператор непосредственного спутникового телевещания (DTH) "Орион" подвел итоги деятельности за девять месяцев 2018 г. Общий объем поступлений составил 2,3 млрд руб. Наибольший финансовый прирост отмечается в производстве и наземной доставке телеканалов и составляет 21% по отношению к прошлому году.         

Как отмечают в компании, в отчетном периоде "Орион" продолжил наращивать активность в направлении B2B-услуг. В рамках реализуемой "Орионом" стратегии диверсификации бизнеса в сторону В2В-сегмента с конца 2017 г. объем услуг DTH в структуре портфеля снизился на 3%, его доля составила 70%. Доля направления "Комплекс услуг телевещателям: подъем, производство и наземная доставка телеканалов" составила 26% (прирост на 2%), дистрибуция телеканалов достигла 4% (прирост на 1%).

Объем реализованной спутниковой емкости, по данным на начало октября, составил 267 МГц, что на 8% превысило итоговый показатель 2017 г. Услугами производства и доставки телеканалов за отчетный период воспользовалось около 60 каналов в России и странах СНГ. Это направление сформировало наибольший рост в объеме поступлений группы (на 21% по отношению к аналогичному периоду прошлого года).

Генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский, комментируя итоги работы компании за отчетный период, отметил: "С учетом меняющихся реалий рынка, мы планово, шаг за шагом, определяем новые векторы развития бизнеса. Деятельность компании сегодня не ограничивается услугами федерального спутникового оператора. Мы выступаем интегратором мультимедийных решений, осваиваем смежные сферы, в частности прямые трансляции крупных спортивных и культурных событий. 3-миллионная база абонентов спутникового телевидения "Телекарта" продолжает оставаться одним из инструментов развития дистрибуции для клиентов-телеканалов, однако какого-либо существенного ее расширения  мы в ближайшей перспективе не ожидаем".

Абонентская база оператора по итогам девяти месяцев 2018 г. составила 3,14 млн домохозяйств (прост на 2%). Средний ARPU - 109 руб. для бюджетного пакета (на 4% больше, чем в аналогичном периоде 2017 г.), 288 руб. - для среднеценового пакета (соответствует значению данного показателя к концу первого полугодия 2018 г.).

В отчетном периоде "Орион" расширил географию участия в развитии цифрового телевещания в регионах РФ. После соглашения с Республикой Саха по обеспечению бесплатным спутниковым цифровым вещанием жителей населенных пунктов, не вошедших в Федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 гг.", "Орион" заключил договоры с правительством Камчатского и Хабаровского краев. В рамках реализуемых проектов "Орион" планирует суммарно охватить льготным телевещанием более 85 тыс. жителей этих регионов.

В течение девяти месяцев 2018 г. аудитория OTT-сервисов компании демонстрирует стабильный рост. Приложение "Телекарта Онлайн" за отчетный период скачали более 15 тыс. раз, суммарное количество скачиваний достигло 65,6 тыс. (на 29% больше, чем в конце 2017 г.). Приложение "Телегид" установили 158,9 тыс. раз (на 39% больше, чем к концу 1017 г.).

Директор по проектам, аналитик "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова, оценивая финансовые показатели "Ориона", отмечает, что обращает на себя внимание факт снижения выручки третий квартал подряд от предоставления услуги платного телевидения. "Рост компании в настоящее время обеспечивает сегмент В2В. Вполне логично, что "Орион" сосредоточил свои усилия на развитии корпоративного сегмента, поскольку рынок физических лиц близок к насыщению - подключить новых абонентов становится все труднее, еще сложнее удержать существующих в условиях сильной конкуренции с прочими игроками и онлайн-видеосервисами", - говорит Елена Крылова.

Тем не менее Елена Крылова считает, что в IV квартале можно ожидать роста выручки и в сегменте частных пользователей, так как конец года традиционно является для операторов спутникового телевидения пиковым сезоном.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что постоянная величина выручки за квартал, которая составляет 0,78 млрд руб., свидетельствует о стабилизации абонентской базы. Логичной, поэтому, является стратегия на усиление направления производства и доставки телеканалов, которая показывает наибольший рост (21% по сравнению с предыдущим годом). "Я ожидаю, что выручка компании по итогам года превысит 3,2 млрд руб.", - дал прогноз Леонид Делицын.

Он отметил, что как сотовые, так и спутниковые операторы ищут пути трансформации из телекоммуникационных компаний в компании, охватывающие широкий спектр направлений TMT-сектора (телекоммуникации, медиа, технологии). "Наиболее естественное направление развития - это развитие собственной медиаплатформы и доставка контента на ее основе. Однако чтобы такая платформа обеспечила рост выручки, необходим уникальный контент, поэтому переход к партнерству с производителями контента и организации трансляций - необходимые шаги. Безусловно позитивным является рост числа скачиваний приложений, однако их абсолютное количество по-прежнему в десятки раз уступает размеру абонентской базы, поэтому существенный прирост выручки в ближайшее время дать не сможет", - подвел итог Леонид Делицын.  

Директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов находит результаты компании показательными. "Экстенсивного роста рынка уже нет - новых абонентов платного ТВ практически не появляется. Это значит, что все операторы должны искать способ повышать ARPU и развивать дополнительные услуги. Поэтому "Орион" много усилий тратит на комплекс услуг телевещателям, на производство каналов, организацию прямых трансляций, ОТТ-сервисы. Поиск новых ниш и предоставление комплексной услуги абоненту - ключи для повышения выручки в будущем", - комментирует Дмитрий Колесов.