Контрафакт прописался в онлайне
Компания Group-IB, специализирующаяся на решениях в области информационной безопасности, оценила объем рынка интернет-торговли контрафактом в нашей стране в 100 млрд руб. по итогам 2017 г. При этом онлайн-рынок подделок в России вырос по сравнению с 2016 г.
Такие данные эксперты направления Group-IB Brand Protection представили на международной конференции CyberCrimeCon 2018. По данным Group-IB, объем рынка онлайн-торговли поддельной продукцией в России вырос на 23% и составил свыше 100 млрд руб. в 2017 г., по сравнению с 81 млрд руб. в 2016 г. Мошенники продают на своих ресурсах бытовую и компьютерную технику, одежду и обувь, ювелирные изделия, аксессуары, косметику, медицинские препараты и другие товары. Внимание потребителей они привлекают скидками на такую продукцию, которые могут достигать 80%. По статистике Group-IB, каждый пятый поддельный товар куплен в интернете, а в среднем россияне на покупку контрафактной продукции тратят 5,3 тыс. руб.
"Для крупных организаций действия интернет-мошенников - это не только прямой финансовый ущерб, но и потеря лояльности аудитории, размытие бренда, отток покупателей, - прокомментировал руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности и бренда в интернете компании Group-IB Андрей Бусаргин. - Также снижается так называемая психологическая цена - стоимость, за которую потенциальный покупатель готов приобрести продукт у официального представителя. Около 64% пользователей перестают покупать продукцию компании после негативного опыта".
Помимо контрафактных товаров для обмана пользователей в интернете мошенники используют фишинг, сайты-клоны, поддельные мобильные приложения, аккаунты и группы в соцсетях. По данным Group-IB, 36% пользователей не могут отличить подлинное приложение от подделки, при этом 60% приложений запрашивают доступ к персональным данным пользователя. Мошенники создают фейковые аккаунты, потому что люди отдают предпочтение товарам или услугам, опираясь на отзывы в соцсетях. Например, более $50 тыс. за пару часов существования заработал поддельный аккаунт Павла Дурова. По данным Group-IB, 68% процентов людей покупают товар, прочитав отзывы в соцсетях.
Одним из наиболее распространенных способов мошенничества в интернете остается фишинг. По данным экспертов Group-IB Brand Protection, число фишинговых атак превысило 1,2 тыс. в день.
Group-IB предупреждает, что мошенники не просто копируют сайт компании, ее бренд, логотипы и фирменные цвета, регистрируют похожее доменное имя, они используют те же каналы продвижения, что и легальные ресурсы. Для обеспечения нужного трафика злоумышленники заполняют топ поисковой выдачи: 96% пользователей проходят по ссылкам на ресурсы на первой странице выдачи поисковиков. Лишь 35% из них - официальные ресурсы.
"Для борьбы с интернет-мошенниками и онлайн-контрафактом необходимо использовать серьезные контрмеры, - предупреждает Андрей Бусаргин. - Мы рекомендуем компаниям постоянно отслеживать фишинговые ресурсы, мониторить упоминания бренда в базах доменных имен, поисковиках, соцсетях, мессенджерах и контекстной рекламе, чтобы выявлять мошенников, маскирующихся под бренд. Отслеживайте также мобильные приложения не только в официальных магазинах, но и в неофициальных, а также на форумах, в поисковиках, в соцсетях и на сайтах, где они могут распространяться. Для эффективной борьбы с мошенниками следует детектировать и блокировать все связанные с мошенническим сайтом ресурсы. Как правило, злоумышленники создают сразу несколько сайтов-клонов, обнаружить которые позволяют технологии анализа связей и аффилированности сайтов".
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что проблема контрафакта решается сложно еще и потому, что потребители сознательно ищут его в интернете. Соответственно, пока на него будет спрос, будет и предложение.
Что касается контроля и надзора за контрафактной продукцией в интернете, Артем Соколов отмечает, что сейчас закрыть сайт, реализующий контрафакт, можно только по решению суда, а это очень долгий и ресурсозатратный процесс.
"Сегодня в онлайне доля контрафакта оценивается от 5% до 30% в зависимости от товарной категории. В меньшей степени в категории "электроника и бытовая техника", в большей - в категориях "одежда, обувь", "парфюмерия и косметика", "детские товары". Причем если в российских онлайн-магазинах от покупки подделок вас защищает наше законодательство, то в отношении зарубежных интернет-площадок оно не действует, и покупатель совершает приобретение исключительно на свой страх и риск. Зачастую среди таких товаров оказываются просто опасные вещи - детские пижамы из синтетики, посуда с меламином или соски с фталатами", - комментирует Артем Соколов.
Основатель и владелец юридической фирмы "Катков и партнеры", член совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков говорит, что важнейший законодательный вопрос, который необходимо решить, - это включение товарных знаков в предметную область антипиратского закона. "В этом году антипиратскому закону пять лет, принято уже три антипиратских пакета, их подписал глава государства, и они вступили в силу. Однако "средств индивидуализации" в законе как не было, так и нет. Это существенный законодательный пробел, и я уверен, что такую инициативу поддержат все правообладатели - как товаров потребительского спроса, так и B2B-рынка, так как интернет давно стал площадкой для контрафакта всего - от детских товаров до запчастей промышленной техники", - отмечает Павел Катков.
Напомним, что недавно Group-IB предупреждала о тысячах мошеннических сайтов для "продажи" iPhone XS и iPhone XS Max. Основные цели фишингового ресурса - хищение денег с банковских карт или получение логина, пароля к личным кабинетам (см. новость ComNews от 1 октября 2018 г.).