корреспондент ComNews.ru
© ComNews
10.09.2018

Рыночная ситуация заставляет компании меняться, выходить на смежные и вообще новые рынки, внедрять цифровые технологии. Далеко не каждая компания способна самостоятельно выработать и реализовать свежие идеи, особенно если учесть, что зачастую они разрушительны для ее традиционного бизнеса. Поэтому крупные компании все активнее разворачиваются в сторону стартапов - от сотрудничества до поглощения, надеясь на свежие идеи за небольшие деньги. Операторы связи в этом смысле - не исключение, причем некоторые верят не в сторонние идеи, а в стартап-активность собственных сотрудников.

Телекоммуникационные компании уже не первый год заявляют, что они больше не поставщики услуг связи, а операторы digital lifestyle, цифровых возможностей и т.п. Однако заявления нужно подтверждать конкретными идеями и продуктами. В такой ситуации привлечение "свежих мозгов" выглядит вполне логичным. При этом вовлечение собственных сотрудников в различные стартап-активности (акселераторы, инкубаторы и т.д.) имеет как преимущества, так и недостатки.

На минувшей неделе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") запустило корпоративный бизнес-инкубатор для сотрудников. Он открыт для всех, у кого есть идея цифрового продукта. Оператор ищет внутри себя стартаперов с задумками в области Smart Retail, AR/VR (дополненная и виртуальная реальность), AdTech и AI (искусственный интеллект, ИИ) в рекламе, Fintech, Social Networking, геймификации, Digital Household, HR-tech. Отдельно выделены проекты социальной направленности, технологии для людей с ограниченными возможностями и решения для благотворительности. Победителю "Билайн" обещает стартовые инвестиции в размере 1 млн рублей и возможность реализовать проект в компании.

Поиск стартаперов внутри компании имеет как плюсы, так и минусы. Свой сотрудник знает внутреннюю кухню работы оператора связи и понимает его сильные и слабые стороны. Минус заключается в том, что, находясь в "системе", сотрудник может не видеть процесс как сторонний наблюдатель. То есть его идеи будут формироваться с учетом того опыта, который он имеет, находясь внутри компании.

С точки зрения оператора, запуск различных внутрикорпоративных стартап-активностей может говорить о нескольких вещах. Из очевидных плюсов - оператор дает возможность своим сотрудникам раскрываться с разных сторон. Например, рядовой менеджер, наряду с выполнением повседневных функций, будет думать над smart-решениями для мультиканальных продаж. Мы помним, что материнская компания "Билайна" - Veon движется в сторону упрощения организационной структуры. Не исключено, что некоторые структуры в компании оказались косными, а функции, которые они выполняют, - атавизмом. Таким образом, родилась идея переиспользовать сотрудников в новом качестве: по сути, это означает оплаченную возможность развиться в новом для себя направлении.

Такие проекты могут поспособствовать тому, что из сотрудников вырастут междисциплинарные специалисты, которые смогут проявить себя не только в телекоме, но и в смежных отраслях, считающихся у оператора приоритетными.

С другой стороны, возможно, что поиск свежих идей среди сотрудников происходит не от хорошей жизни, а оттого, что подходящих идей на внешнем рынке не наблюдается. Очевидно, что операторы связи уже давно ассоциируют себя не только с телеком-бизнесом, но и со смежными отраслями. Однако для строительства нового бизнеса связистам не хватает компетенций. Быстро этого можно достичь, привлекая, как минимум, профильные стартапы. Но их совсем немного.

Дефицит ИТ-специалистов, а главное - специалистов, имеющих компетенции в различных, пускай и смежных областях, упирается в государственную систему образования, и начинать нужно оттуда. Государству следовало бы примерно вдвое, а лучше втрое увеличить количество выпускников вузов, обладающих ИТ-специальностями. При этом в современных реалиях рынок нуждается не просто в айтишниках, которые могут написать программу или создать локальную сеть, а в специалистах, которые, наряду с программированием и информационными системами, смыслят и в смежных областях. У всех крупных компаний (далеко не только в телекоме) есть спрос на кросс-дисциплинарных специалистов. Но система образования в России пока не перестроилась под эти новые требования рынка: она по-прежнему ориентирована на обучение специалистов по той или иной профильной специальности, которым трудно найти место в цифровом мире.

Настало время стартапов и универсальных работников, которые могут решать задачи не только по своему профилю, но и в смежных отраслях. Если сотрудник хочет сохранить за собой место, то ему нужно меняться - в частности, становиться стартапером. А те, кто не захочет двигаться и останется линейным специалистом, рискуют быть замененными роботом. Например, андроид "Маруся" в сети быстрого питания "Теремок" с прошлой недели уже выполняет работу кассира. Пройдет совсем немного времени, и такие маруси смогут заменить всех узкопрофильных специалистов, причем не только в традиционных для роботов сферах 3D (dull, dirty, dangerous - рутинных, грязных и опасных работах), но и на офисных должностях, требующих квалификации.