Двое в лодке, не считая пиратов
В конце минувшей недели "Яндекс" удалил из поисковой выдачи все ссылки на страницы со спорным контентом, который принадлежит нескольким телеканалам группы "Газпром-медиа". Таким образом, поисковик исполнил требования, направленные ему Роскомнадзором на основании определения Мосгорсуда, и избежал возможной блокировки сервиса "Яндекс.Видео" (по сути, блокировки самой страницы "Яндекса"). Однако праздновать победу правообладателям рано, поскольку в данном случае она может оказаться пирровой.
Напомним, что 24 августа Московский городской суд принял решение о том, что "Яндекс" должен удалить из списка выдачи в поисковике ссылки на пиратские копии шоу и сериалов, принадлежащих нескольким телеканалам "Газпром-медиа" - ТНТ, ТВ-3, 2x2, "Супер". 27 августа Роскомнадзор направил "Яндексу" уведомления, которые предписывали закрыть через сервис "Яндекс.Видео" доступ к контенту, нарушающему авторские права телеканалов. При этом регулятор заявил, что у "Яндекса" есть трое суток на удаление ссылок.
В итоге 30 августа "Яндекс" сообщил о том, что принял решение удалить из поиска все ссылки на страницы со спорными произведениями. Однако при этом компания сделала несколько существенных оговорок.
Во-первых, в "Яндексе" заявили, что продолжают считать требования в рамках указанного судебного спора не обоснованными, не соответствующими законодательству и практике его применения. "Мы будем оспаривать их в суде", - сообщил "Яндекс".
Во-вторых, компания разъяснила причины, побудившие ее удалить из поиска ссылки на страницы со спорным контентом. "Блокировка "Яндекс.Видео" привела бы к недоступности всего yandex.ru, поскольку этот сервис размещается по адресу yandex.ru/video/, а большинство провайдеров могут блокировать трафик только по доменному имени - в случае "Яндекс.Видео" это yandex.ru", - отметили в компании.
В-третьих, и это основной момент, "Яндекс" утверждает, что предъявленные требования неисполнимы. "Яндекс" не размещает контент в Сети и, следовательно, не может его удалить. Кроме того, "Яндекс" не имеет возможности установить факт наличия прав на контент у конкретного сайта. "Соответственно, "Яндекс" не может отделить спорный контент от легального. Поэтому среди удаленных нами ссылок могут быть и ссылки на ресурсы, где контент размещен самим правообладателем. В результате пользователи потеряли возможность отыскать легальный контент на "Яндексе", а ресурсы "Газпром-медиа", вполне возможно, лишились части трафика", - заявили в "Яндексе".
Игроки рынка легального контента и юристы уже говорят о том, что решение, принятое в споре "Газпром-медиа" и "Яндекса", является прецедентом. Очевидно правообладатели пытаются получить нужную судебную практику для быстрой блокировки пиратского контента, и поисковики могут оказаться крайними, отвечая за всех пиратов. С высокой долей вероятности (если "Яндекс" не добьется пересмотра решения) подобные иски начнут появляться с завидной регулярностью. На первый взгляд, кажется, что правообладатели в такой ситуации могут праздновать победу, поскольку гораздо проще добиться по решению суда удаления ссылок на контент из поисковой выдачи, нежели отлавливать сотни пиратских сайтов и их "зеркал".
Однако уточнение со стороны "Яндекса" о том, что поисковик не может отделить спорный контент от легального и что среди удаленных ссылок могут быть и ссылки на ресурсы с легальным контентом, позволяет говорить о том, что праздновать победу правообладателям рано.
Да и победой это можно назвать с большой натяжкой, ведь при удалении ссылок из поисковой выдачи размещенный на пиратских сайтах контент остается и сами сайты никуда не пропадают.
Де-факто, из-за пиратов легальная компания-правообладатель судится с легальной интернет-компанией. У каждой из них свои бизнес-интересы, но друг без друга им будет работать гораздо сложнее, о чем напрямую заявляет "Яндекс". Если предположить, что аналогичные судебные споры в дальнейшем будут решаться подобным способом, а "Яндекс" по аналогии с нынешним решением будет удалять из поиска все ссылки, содержащие спорный контент, то пользователь (а ведь именно за его внимание ведут борьбу "Яндекс" и "Газпром-медиа") не получит доступа ни к какому контенту - легальному или нет.
И плохо в данной ситуации будет всем, за исключением пиратов: правообладатели (теряющие, по их уверениям, большие деньги из-за пиратов) начнут еще и терять трафик на свои ресурсы, которые не будут отображаться в результатах поиска. Поисковик может начать терять аудиторию: если пользователь не находит того, что ищет, он начинает поиск на других площадках. А аудитория важна для "Яндекса", поскольку она монетизируется за счет, например, продаж контекстной рекламы.
Пираты в данной ситуации могут спокойно "стоять в сторонке", получая трафик от тех пользователей, которые нашли ссылки на их сайты в других поисковиках, в соцсетях, на форумах и иных площадках.
Правообладатели и поисковики находятся, как говорится, в одной лодке, и конфронтация не может привести ни к чему хорошему, и уж точно проблему пиратства не решит. В создавшейся ситуации всем легальным участникам рынка следовало бы не меряться "правоприменительными практиками", а совместными усилиями придумать действительно работающие методы борьбы именно с пиратством, а не друг с другом.
Борьба с пиратскими сайтами в России ведется уже не первый год, но искоренить проблему не удалось до сих пор. Очевидно, что у пиратов (несмотря на пожизненные блокировки, закрытие "зеркал" и иные методы борьбы) есть причины и мотивация для того, чтобы продолжать противоправную деятельность. И пока эта мотивация сохраняется - пиратство будет жить. Едва ли мотивация пиратов заключается в бескорыстном желании дать всем пользователям бесплатный доступ к контенту. Причина, по которой пираты продолжают существовать, банальна - это прибыльный бизнес. А прибыль этот бизнес получает за счет рекламы.
Практически на всех пиратских сайтах можно увидеть рекламу. Следует признать, что в ряде случаев это реклама всяческих онлайн-ресурсов с азартными играми или призывы делать ставки на спортивные состязания (а эти сферы в РФ нельзя назвать полностью "белыми"). Но на некоторых пиратских ресурсах до сих пор можно встретить рекламные ролики известных всем и добропорядочных рекламодателей (вопрос о том, как они туда попадают, остается открытым).
Так или иначе, пока на пиратских сайтах размещается реклама, они будут приносить прибыть владельцам, а значит, мотивации к тому, чтобы "закрывать лавочку", у пиратов не будет. Таким образом, один из путей решения вопроса с пиратами в России - лишить их рекламы, а значит, и дохода, устранив саму причину их существования. И в этом направлении следовало бы совместными усилиями действовать всем игрокам рынка легального контента, вместо того чтобы бороться друг с другом.