© ComNews
03.08.2018

АО "РВК" (Российская венчурная компания) подписало лицензионные соглашения с более чем 30 вузами из свыше 20 российских городов по включению курса "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" в учебную программу 2018/2019 г. Студенты третьего-четвертого курсов бакалавриата научатся процессу формирования стартапа, попробуют разобраться в процессе коммерциализации НИОКР, смогут освоить методы формирования команды проекта, разработки плана мероприятий по выведению высокотехнологичного продукта на рынок.

Как уточнили корреспонденту ComNews в пресс-службе РВК, к программе подключились вузы из следующих городов: Калининград, Петербург, Великий Новгород, Обнинск, Москва, Ростов-на-Дону, Архангельск, Ставрополь, Саров, Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Самара, Пермь, Трехгорный, Магнитогорск, Озерск, Сургут, Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Владивосток и Душанбе (Таджикистан). Российские технические и естественно-научные вузы, которые готовят специалистов в области авиации, медицины, электротехники, ядерных технологий (см. полный список в досье ComNews), запустят курс "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" с нового учебного года.

В рамках этой программы студентов будут учить создавать стартап, разбираться в процессе коммерциализации НИОКР, создавать свою команду для проекта, разрабатывать план по выведению высокотехнологичного продукта на рынок.

Программа обучения предназначена для студентов третьего-четвертого курсов бакалавриата. Она может быть как обязательным предметом, так и факультативным. Учебный курс рассчитан на один семестр.

Учебный курс "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" разработан РВК совместно с экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом ИТМО.

Как отмечают в РВК, чтобы обучение на курсе носило прикладной характер, при выборе преподавателей приоритет отдается специалистам, имеющим опыт работы в бизнесе. Обучение методологии преподавания курса уже прошли более 50 потенциальных преподавателей.

В пресс-службе РВК уточнили ComNews, что право использования университетами учебного курса "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" РВК передала вузам на безвозмездной основе.

"Мы будем работать над массовым распространением курса по всей России, но это не значит, что мы просто передаем методичку в вузы и забываем об этом. Качество преподавания не менее важно, чем количество студентов или количество проектов. Поэтому мы планируем поддерживать сообщество преподавателей, стимулировать дальнейшее улучшение курса. Совершенно необходимо, чтобы методика преподавания постоянно обновлялась и улучшалась, поскольку и сама сфера технологического предпринимательства находится в постоянном изменении под влиянием новых технологий", - отметил директор по развитию инновационной экосистемы РВК Алексей Гусев.

По мнению преподавателя курса, директора Стартап-центра Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва Александра Грецкова, с введением подобных курсов повысится не только качество, но и темпы развития пространства для создания инноваций. "Это в свою очередь приведет к внедрению модели "открытых инноваций" и развитию трансфера технологий, а также увеличению числа компаний, находящихся в инновационном поясе Самарского университета. По его словам, чтобы технологический проект добился результатов и "взлетел", одних инженерных знаний, порой, недостаточно. Для этого необходимо понимать бизнес-процессы, уметь просчитывать финансовую модель и т.д.

По словам Александра Грецкова, ситуация на рынке такова, что чрезвычайно мало людей имеют универсальные компетенции в предпринимательской деятельности, опыт работы со стартапами различных уровней и направленностей. Поэтому он считает, что подготовка специалистов в области инновационной экономики и технологического предпринимательства очень важна и позволяет создавать активную предпринимательскую среду и экосистему в целом. "На рынке стартапов мало универсальных кадров, которые имели бы навыки управления, unit-экономики, грамотного позиционирования на рынке продуктов и услуг, знания своей целевой аудиторией", - добавляет Александр Грецков.

"В Московском Политехе курс будет читаться в рамках факультативной дисциплины на факультете машиностроения. С 2019 г. планируется внедрение курса в рамках факультатива для всех технических направлений, - рассказывает и.о. декана факультета технологического предпринимательства Московского политехнического университета Иван Юрин. - Курс органично дополнит дисциплину "Проектная деятельность", читаемую всем направлениям подготовки бакалавриата, и станет еще одним важным звеном формирования проактивного, предпринимательского мышления у студентов. Обе дисциплины в комплексе позволят формировать воронку отбора проектных идей и подготовки команд, действующую в течение четырех лет подготовки".

Планируется, что к 2020 г. количество вузов-операторов достигнет 100, а обучение на курсе пройдет около 50 тыс. студентов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын придерживается позиции, что сама идея - "денег не давать, а обучить" - в теории хорошая и популярная, но "дедушка-миллионер - эффективнее".

Для аналитика остается неясной система набора преподавателей, "имеющих опыт бизнеса". "В вузах таких сотрудников, как правило, нет, поскольку текущий уровень зарплат не способствует уходу из бизнеса в вузы. Значит, этих преподавателей будут приглашать. Но заставить приглашенного преподавателя обучать по заранее составленной программе невозможно. Ни владелец мастерской по компьютерной покраске автомобилей - который возглавляет сейчас департамент инноваций в мэрии одного из городов-миллионников, - ни топ-менеджер какого-нибудь оператора не смогут выкроить время на то, чтобы "пройти обучение методологии преподавания курса", с содержанием которого они могут вообще быть не согласны. Значит, речь идет о подготовке обычных преподавателей экономических факультетов, которых гоняют на очередную переподготовку", - рассуждает Леонид Делицын.

Аналитик "Финама" задается вопросом, много ли сможет охватить один курс, пусть даже годовой или полугодовой, притом что никто не отменит студентам других предметов. "Ни Билл Гейтс, ни Стив Джобс, ни Марк Цукерберг таких курсов не проходили и, скорее всего, пройти их не смогли бы. Удачливые предприниматели зачастую не способны выдержать и обычную пятилетнюю университетскую программу, не говоря уже о дополнительных курсах", - считает Леонид Делицын. Он уверен, что существуют тысячи полезных методик - управленческих, финансовых, кадровых, некоторые из них вполне могут оказаться полезными предпринимателю. "Однако, во-первых, никогда не знаешь, какие именно из них пригодятся, а во-вторых, может оказаться, что пригодится одна из тридцати", - замечает он.

РЭУ им. Г.В. Плеханова, с которым РВК пока не подписывала соглашения, также готов включиться в программу. "РЭУ им. Г.В. Плеханова как ведущий экономический вуз подготовки кадров для цифровой экономики готов присоединиться к программе РВК и запустить совместный курс по инновационной экономике и технологическому предпринимательству", - заявила директор Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова Надежда Сурова.

В РЭУ уже реализуются первые в России совместные с предприятиями программы высшего и дополнительного образования по подготовке технологических предпринимателей и специалистов по разработке приложений и платформ с использованием технологии блокчейна, в сфере программирования, смарт-контрактов, ICO, а также в области правового регулирования проектов цифровой экономики, такие как программа магистратуры "Технологическое предпринимательство и блокчейн-технологии", программы профессиональной переподготовки "Блокчейн для предпринимателей", а также образовательная программа "Блокчейн-программирование". Как поясняет Надежда Сурова, в процессе обучения по последней программе предприниматели создают бизнес-план своего проекта, формируют "белую книгу", пишут смарт-контракты и выходят на питч-сессию с инвесторами или на собственное ICO. Также университет разработал и запустил пилотные проекты как "песочницы" блокчейн-проектов в энергетике, медицине, образовании.

У Московского физико-технического института (МФТИ) тоже пока нет договоренностей с РВК по этой программе. "Пока с РВК у нас есть программы "Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство" и "Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта", - уточнили в вузе.

Отвечая на вопрос о необходимости подобных программ, в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) сказали, что для "технологического рывка" нужно очень много людей - и предпринимателей, и управленцев, и разработчиков (в разработке цифровых продуктов задействованы представители не менее 10 профессиональных областей). "По самой грубой оценке, за 10 лет нам нужно удвоить число таких специалистов в России (это примерно равняется 2 млн человек). Эта задача под силу лишь системе образования, которая уже сейчас обеспечивает 77% от общего притока кадров в сфере ИТ", - отметили в пресс-службе ФРИИ.

По расчетам ФРИИ, в зависимости от темпов цифровизации экономики нехватка ИТ-кадров к 2027 г. составит от 1,1 млн человек, при текущих темпах развития, до 1,8 млн человек - при ускоренной цифровизации отраслей, что подразумевает рост аудитории ИТ-кадров до числа, сопоставимого со странами - лидерами цифровизации (США, Великобритания, Германия).

"Ежегодная невосполнимая нехватка кадров составляет от 99 тыс. до 168,2 тыс. человек. Для ее "закрытия" силами образовательной системы необходимо повысить ежегодное число выпускников в 1,6-2,76 раза. Это будет непросто, учитывая влияние, которое оказывает на российское образование и рынок труда "демографическая яма": так, к 2027 г. объем наиболее активного трудоспособного населения в возрасте 20-29 лет снизится на 29%", - делятся цифрами в фонде.

Как уточняют во ФРИИ, вышеуказанные цифры относятся к ИТ-кадрам разных профессий (разработчики ПО, тестировщики, аналитики, дизайнеры, маркетологи, администраторы и пр.). И доля предпринимателей среди них сравнительно невелика: как добавляют в фонде, вряд ли она превышает 1% от всего числа ИТ-кадров в России.

"Но в этой сфере - ИТ-предпринимательства - ощущается, по нашему мнению, нехватка не людей, а компетенций. Даже тем, кто создает стартапы, зачастую не хватает таких компетенций, как инициативность, ориентация на результат, коммуникации и умение вести диалог, умение действовать в канве проектного подхода. Большинство стартапов проваливаются не из-за технологических трудностей, а из-за нехватки этих так называемых софт-компетенций", - рассказывает представитель ФРИИ.

ФРИИ положительно оценивает начинание РВК, однако одного проекта в этой сфере недостаточно. "Необходимо внедрить в системе профессионального образования целый ряд разнообразных форматов, нацеленных на вовлечение студентов в тему ИТ и предпринимательства, получение первичного опыта реализации и отдельных задач, и проектов, и даже коммерческих цифровых продуктов. Необходимо обеспечить взаимосвязь студентов и вузов с работодателями. Поэтому мы ощущаем необходимость в создании не отдельных образовательных продуктов, а целой экосистемы образования в сфере ИТ и технологического предпринимательства", - поясняют во ФРИИ.

В свою очередь ФРИИ в 2015 г. запустил курс "Интернет-предпринимательство" в вузах. Он основан на проектном подходе и "перевернутом классе" и охватывает весь процесс создания интернет-проекта - от поиска идеи до выведения продукта на рынок и представления его инвесторам. Результат прохождения данного учебного курса - подготовка студентами собственного интернет-стартапа и его презентация инвесторам.

Курс тиражируется в вузах России через обучение преподавателей вузов, которые ведут занятия через интерактивную интернет-платформу. Все материалы по курсу, доступ к платформе и обучение преподавателей ФРИИ предоставляет университетам, преподавателям и студентам на безвозмездной основе. С момента создания курса сотрудники ФРИИ обучили 529 преподавателей, а со 134 вузами заключены соглашения о сотрудничестве и внедрении курса.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отмечает, что подготовка специалистов в области инновационной экономики и технологического предпринимательства является данью сегодняшнему времени. "Но дело не в том, что в России ощущается нехватка кадров, которые могут создавать стартапы, а в том, что многие стартапы закрываются спустя несколько лет с момента создания. Поэтому важно научить потенциальных стартаперов более тщательно подходить к проблемам стартапов и понимать спрос. Предполагаю, что в программу также может быть включено изучение опыта успешных бизнес-моделей", - рассуждает аналитик "Фридом Финанса".

Досье ComNews

"Инновационная экономика и технологическое предпринимательство" стартует с сентября в следующих вузах: Балтийский федеральный университет им. И. Канта (БФУ имени И. Канта), Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ Петра Великого), Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Московский государственный университет (МГУ им. М.В. Ломоносова), Московский политехнический университет (Московский Политех), Московский институт электронной техники (МИЭТ), Национальный исследовательский университет "МЭИ" (Московский энергетический институт), Московский авиационный институт (МАИ), Национальный исследовательский ядерный университет "Московский инженерно-физический институт" (НИЯУ МИФИ), Озерский технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ, ИАТЭ (Обнинский институт атомной энергетики) НИЯУ МИФИ, НИЯУ МИФИ СарФТИ (Саровский физико-технический институт), Трехгорный технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ (ТТИ НИЯУ МИФИ), Донской государственный технический университет (ДГТУ), Южный федеральный университет (ЮФУ), Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Ульяновский государственный университет (УлГУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Пермский национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), Сургутский государственный университет (СурГУ), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), Научно-исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), НИ Томский государственный университет (ТГУ), Кемеровский государственный университет (КемГУ), Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Программа развития ООН Таджикистан.