© ComNews
04.07.2018

Общий объем выручки онлайн-рынка электроники в 2017 г. составил 229,6 млрд руб. При этом в интернет-магазинах электроники, входящих в топ-1000, в течение прошлого года было сделано 27,9 млн заказов, а средний чек в них составил 8,2 тыс. руб. Такие результаты работы онлайн-рынка электроники в 2017 г. выявили специалисты компании Data Insight, исследовав данный рынок.

Как указывается в исследовании Data Insight, за прошедший год количество онлайн заказов в интернет-магазинах электроники выросло на 37%. При этом сумма онлайн продаж за тот же период времени увеличилась на 24%. "То есть средний чек упал", - отмечается в исследовании.

15% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в 2017 г., по данным исследования, были сделаны в интернет-магазинах электроники. "Поскольку средний чек в секторе выше среднего чека по всему рынку интернет-торговли, доля по объему выручки составила 26%", - сообщается в исследовании.

В топ-1000 российских онлайн-ретейлеров, как свидетельствуют данные исследования, вошло 192 интернет-магазина электроники. 64% онлайн-покупок пришлось на магазины электроники и техники. 27% интернет-магазинов сектора в топ-1000 - магазины бытовой техники, однако на их долю приходится только 6% заказов. При этом доля компании DNS по объему онлайн-продаж среди интернет-магазинов электроники из топ-1000 в 2017 г. составила 17%. Помимо нее, в топ-10 игроков рынка входят такие компании, как "М.Видео" и "Эльдорадо" (группа "М.Видео"), "Встройка соло" (ООО "ИнтерТорг"), Media Markt, МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы"), re:Store, "Связной" (объединенная компания "Связной Евросеть"), "Фотосклад.ру" (ООО "Фотосклад"), "Холодильник.ру" (ООО "Эдил-Импорт").

Говоря о прогнозах работы онлайн-рынка электроники в 2018 г., партнер компании Data Insight Борис Овчинников заявил следующее: "Мы ожидаем продолжения роста количества заказов двузначными темпами. Но все же рост замедлится - вероятно, до плюс 20-30% по количеству заказов". При этом относительно продолжения в 2018 г. такой тенденции, как снижение среднего чека, Борис Овчинников заметил, что данный факт - это объективный процесс. "И во многом это "расплата" за рост количества заказов. Чем активнее россияне используют интернет-магазины и чем более выгодные условия по доставке или самовывозу предлагают продавцы, тем больше вероятность, что онлайн будет использоваться не только для больших и тяжелых покупок, но и для покупки аксессуаров и недорогих гаджетов. Снижение среднего чека сразу на 9-10%, как в электронике и технике в 2017 г., - это некоторая аномалия, но дальнейшее снижение примерно по 5% в год - вполне вероятный сценарий, - который, конечно, может быть нарушен резкими колебаниями курса рубля", - указал Борис Овчинников.

Что касается доли магазинов электроники и техники в общем объеме рынка e-сommerce, он заметил, что она (и в совокупном объеме продаж крупнейших интернет-магазинов России) в 2018 г., скорее всего, не изменится и останется примерно на уровне 2017 г. "Существенной разницы в темпах роста между сектором электроники и техники и остальным e-commerce нет. Впрочем, есть один дополнительный фактор, который может негативно повлиять на долю магазинов электроники и техники, - это продолжающаяся миграция онлайн-ретейлеров в категорию "универсальные магазины". Многие ретейлеры, начинавшие с электроники и бытовой техники, добавляют в свой ассортимент товары для дома, мебель, детские товары и т.д.", - указал Борис Овчинников.

Касательно существующих драйверов и барьеров на рынке онлайн-продаж электроники он отметил следующее: "Онлайн-продажи электроники и техники продолжают расти за счет миграции покупателей из офлайна в онлайн. Чем больше у людей опыта пользования Интернетом и покупок в Интернете - не обязательно электроники - это может быть и одежда, и билеты, и безделушки на AliExpress, - тем больше вероятность того, что следующая покупка техники будет сделана через Интернет. На скорость этой миграции из офлайна в онлайн влияет - увеличивая эту скорость, - ситуация в офлайновом ретейлере, где сокращается количество магазинов и ассортимент в них, а консолидация офлайнового рынка вокруг "Сафмара" усиливает у покупателей ощущения отсутствия выбора в офлайне".

При этом доля онлайна в продажах электроники и техники, по словам Бориса Овчинникова, уже большая (больше, чем в любой другой товарной категории) - что существенно ограничивает потенциал дальнейшего роста. "И миграция офлайна в онлайн будет играть все меньшую роль в росте онлайн-рынка - и будет расти влияние общей динамики потребительской активности. Будут расти доходы - будут расти покупки электроники, в том числе в онлайне. Ну и, конечно, говоря о драйверах и ограничителях роста, нельзя не сказать про кроссбордер. В электронике, где товары сильно стандартизированы и относительно легко можно сравнить цены "здесь" и "там", конкуренция со стороны AliExpress и других китайских маркетплейсов и магазинов весьма существенна - особенно с учетом того, что сроки доставки сокращаются не только у российских, но и у зарубежных интернет-магазинов. Впрочем, большинству все-таки понятнее, проще и спокойнее покупать электронику у российских продавцов - и вряд ли эта ситуация существенно изменится в ближайшие годы", - говорит Борис Овчинников.

Представитель "М.Видео" Валерия Андреева в разговоре с корреспондентом ComNews указала, что, по данным "М.Видео", объем продаж рынка бытовой техники и электроники в Интернете в 2017 г. составил порядка 233 млрд руб., на 12% выше, чем годом ранее. "Средний чек - 7,7 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом снизился на 3%. Снижение среднего чека - следствие роста популярности онлайн-покупок: все чаще российские покупатели заказывают онлайн не только крупные товары, но и небольшую технику, аксессуары, то есть покупают больше товаров с низкой стоимостью, что приводит к активному росту числа транзакций и снижению среднего чека", - заявила Валерия Андреева.

При этом она обратила внимание, что "М.Видео" в 2017 г. нарастил онлайн-продажи на 41% по итогам 2017 г. - втрое быстрее рынка, что позволило компании почти на треть увеличить свою долю на онлайн-рынке. "По итогам I квартала 2018 г. онлайн-продажи компании выросли на 82%, каждый пятый рубль компания зарабатывает онлайн. Интернет-продажи и в целом по рынку, и в "М.Видео" растут быстрее, чем российский рынок бытовой техники и электроники в целом, поэтому очевидно, что доля онлайн в общем объеме продаж электроники будет расти", - отметила Валерия Андреева.

Она также добавила, что, по данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет торговли), рынок e-сommerce в России по итогам 2017 г. показал рост на 13%, год назад (2016 г. к 2015 г.) рост был на 21%. "При этом онлайн-продажи бытовой техники и электроники по итогам 2016 г. показали рост примерно на 16%, то есть в 2017 г. рынок электроники догнал по динамике e-сommerce в целом и может продолжить рост", - указала Валерия Андреева.

Развитию рынка онлайн-продаж, по ее словам, способствует целый ряд факторов: рост доверия к такому формату покупок, развитие платежных инструментов и широкое распространение онлайн-сервисов, таких как кредитование. "Например, на сайте "М.Видео" можно подать заявку на кредит онлайн, заполнив небольшую форму за 5-10 минут, подтверждение кредита придет в течение нескольких минут, и сразу же можно оформить покупку. Все кредитные документы привезет курьер. Такой быстрый и удобный формат кредитования служит одним из значимых драйверов онлайн-продаж", - заметила Валерия Андреева.

Директор по электронной коммерции в объединенной компании "Связной Евросеть" Андрей Полончук, беседуя с корреспондентом ComNews, отметил, что доля продаж электроники в общем объеме рынка e-сommerce будет с каждым годом только увеличиваться. "И мы прогнозируем, что в 2018 г. онлайн-продажи этой категории товаров вырастут в России в рублях на 27%", - заявил Андрей Полончук.

Он также обратил внимание, что в нашей стране проникновение Интернета составляет около 73%, и уже 68% пользователей совершают покупки онлайн. "Такой способ шопинга становится очень популярным на рынке электроники, ведь у покупателей есть возможность в режиме онлайн сравнить цены и характеристики устройств, почитать отзывы и выбрать наиболее подходящий товар", - заметил Андрей Полончук.

При этом он добавил: "Если говорить о трендах и драйверах в e-commerce, то отметим прогнозирующую аналитику и персонализированные предложения. Программы лояльности, анализ поведения клиента позволяют все с большой долей вероятности предугадать следующую покупку пользователя и предложить ему интересующий товар". В России, по его словам, сейчас популярны чат-боты, которые выступают для покупателя неким личным консультантом. "В объединенной компании "Связной Евросеть", например, мы запускали бота для оформления предзаказов на смартфоны и авиабилеты "Связной Трэвел". Чат-боты самостоятельно формируют заявки, и клиенту не приходится заполнять их на сайте - это существенно экономит время", - указал Андрей Полончук.