© ComNews
14.06.2018

ПАО "МегаФон", Huawei, ФГУП "НАМИ" и ПАО "КамАЗ" представили в Казани первые беспилотные электробусы. Оператор развернул пилотную зону сети 5G в диапазонах частот 3,4-3,8 ГГц в столице Татарстана на время проведения Чемпионата мира по футболу. Тестовая зона "МегаФона" выступила платформой, обеспечившей мобильную радиосвязь для электробусов. Во время мирового футбольного первенства любой желающий сможет проехать часть пути на беспилотном транспорте по дороге от фан-зоны к стадиону "Казань Арена".

Пилотная зона сети пятого поколения (5G) "МегаФона" стала платформой для обеспечения мобильной радиосвязи для электробусов (на фото). Напомним, что в июле 2017 г. оператор получил от Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) частоты в диапазонах 3,4-3,8 ГГц для исследований и опытного запуска технологии мобильной связи пятого поколения на ЧМ-2018. Запуск беспилотных электробусов произошел на тестовой трассе в Казани.

Совместная разработка "КамАЗа" и НАМИ под названием "ШАТЛ" предназначена для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Удаленное управление транспортным средством потребовало развертывания сетей пятого поколения. Именно 5G позволит обеспечить минимальный отклик с управляемого объекта в диспетчерский пункт на скорости 1,2 Гбит/с с задержкой 5 миллисекунд.

Как рассказал директор по развитию сети "МегаФон Поволжье" Сергей Бондаренко, одна базовая станция на минимальной мощности обеспечила радиус действия в 800 м. 

Для обеспечения радиопокрытия пилотной зоны использовалась базовая станция с технологией радиодоступа 5G New Radio (NR), опорная сеть нового поколения с поддержкой функционала New Generation Core (NGC) и абонентский терминал (CPE) 5G с чипсетом разработки Huawei.

Во время совместного тестирования телематическая информация о параметрах движения и видеосигнал в режиме реального времени транслировались при помощи предкоммерческого Е2Е-решения для сетей 5G от компании Huawei. Одновременно на сервер "КамАЗа" в онлайн-режиме поступала телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Данные собираются с сотен датчиков, установленных в электробусе.

Корреспонденту ComNews в числе других журналистов удалось протестировать возможности беспилотного автобуса. Во время демонстрации транспортное средство двигалось по маршруту от фан-зоны к стадиону "Казань Арена" со скоростью, не превышающей 10 км/ч. Рабочая скорость автобуса может достигать 40 км/ч, а кинематическая - 110 км/ч. Руководитель спецпроекта ПАО "КамАЗ" Фирдаус Кабиров рассказал, что такое ограничение скорости объясняется соблюдением максимальной безопасности. "Мы вам демонстрируем возможность автомобиля двигаться, мы не имеем права вас перевозить в этом автомобиле как пассажиров. Это прототип, а не сертифицированное транспортное средство. Поэтому мы разработали в отсутствие правовой базы регламент для демонстрации электробуса во время ЧМ", - пояснил он.

В основе этого регламента, по словам Фирдауса Кабирова, лежит три параметра - ограничение скорости, наличие в автобусе провожатого (демонстратора) и наличие огороженной закрытой территории, что исключает попадание под колеса людей или животных. Во время движения транспорта по заданному маршруту в диспетчерском пункте отслеживают его перемещение. В случае непредвиденных ситуаций электробус остановится.

Транспортное средство оснащено двумя лидарами, четырьмя радарами, одним радаром дальнего действия, четырьмя обзорными радарами, восьмью камерами технического зрения, 16 сенсорами кругового обзора. Электробус рассчитан на 12 человек - 6 стоячих и 6 сидячих мест.

Замдиректора ФГУП "НАМИ" Алексей Гогенко сообщил, что сейчас в Казани работает два ШАТЛа. По его словам, третий будет запущен уже в конце июня - начале июля 2018 г. Отвечая на вопрос о выходе беспилотных электробусов в серийное производство, представитель НАМИ сказал, что сперва нужно обкатать сотни тысяч километров. Кроме того, существуют и другие трудности. "Выходу электробусов в коммерческую эксплуатацию препятствует законодательство - запрет выхода беспилотных автомобилей на дороги общего пользования", - добавляет Алексей Гогенко.

Говоря о планах после ЧМ, Сергей Бондаренко отметил, что оператор будет участвовать в вероятном тендере на частотный ресурс. Что касается инициативы по электробусам, он сказал следующее: "Если "КамАЗ" и НАМИ обеспечат несколько десятков автобусов в Казани, мы создадим нужное качество сети с минимальной задержкой".

Ведущий эксперт по беспроводным технологиям компании Huawei в России Дмитрий Конарев, рассуждая о перспективах использования беспилотного транспорта, отметил, что когда транспортные средства насытят рынок, нужно понимать, как они будут взаимодействовать между собой. "Устройствам необходимо будет общаться как друг с другом, так и с внешней средой. При этом происходить это все должно с минимальной задержкой. Не важна скорость передачи, не важны гигабиты информации, а важная быстрота реакции. Как только устройство получает команду, оно должно остановиться мгновенно", - говорит он.

По словам Дмитрия Конарева, использование сетей пятого поколения даст для транспорта сохранение более 1,2 млн жизней в год, уменьшение на 14% тепловой эмиссии в год, а также сохранение горючего - 3,6 млрд галлонов в год. Все эти ресурсы будут экономиться за счет использования транспортных систем при взаимодействии автомобилей друг с другом.

Напомним, что на прошлой неделе "МегаФон" показал первую VR-трансляцию футбольного матча с использованием технологии 5G. На прошлой же неделе ПАО "МегаФон" при содействии компаний Qualcomm Technologies Inc. и Nokia впервые в России продемонстрировал работу готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G на своей сети в рамках тестовой зоны 5G, развернутой оператором в Москве, Петербурге и Казани в преддверии Чемпионата мира по футболу (см. новость ComNews от 7 июня 2018 г.).