МТС увеличила чистую прибыль
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) получило за I квартал 2018 г. чистую прибыль в размере 15,4 млрд руб., что выше на 23,6%, чем в I квартале 2017 г. Общий объем выручки компании в I квартале 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 107,9 млрд руб. Как заявил президент и председатель правления МТС Алексей Корня, I квартал 2018 г. стал для бизнеса оператора еще одним успешным периодом.
Как указывается в финансовых и операционных результатах МТС в I квартале 2018 г., которые компания объявила вчера, в России выручка компании в отчетном периоде составила 101,1 млрд руб., превысив показатель I квартала 2017 г. на 4% (97,1 млрд руб.) - за счет роста выручки от услуг мобильной связи и продаж товаров. Также в I квартале 2018 г. МТС сообщила о вкладе в общую выручку 0,2 млрд руб. от недавно приобретенных активов - операторов электронных билетов и киберспортивного клуба.
В мобильном бизнесе выручка компании в России выросла на 3,7% в годовом исчислении - до 74,3 млрд руб., что обусловлено ростом использования услуг передачи данных и продолжающимся укреплением российского внутреннего рынка. Фиксированный бизнес МТС продолжает демонстрировать негативную динамику из-за снижения количества абонентов фиксированной связи. В I квартале 2018 г. выручка компании в этом сегменте снизилась на 0,8 % - до 15,1 млрд руб. Выручка от услуг системной интеграции МТС в I квартале 2018 г. незначительно снизилась и составила 1,4 млрд руб.
По внутренним оценкам компании, к концу I квартала 2018 г. доля компании на рынке широкополосного доступа в Интернет и платного телевидения в Москве достигла 35,4% и 39,6% соответственно. Количество пользователей услуг в сетях GPON достигло 1,88 млн, по результатам активного привлечения пользователей в сеть FTTH/GPON от МГТС.
Показатель OIBDA группы МТС в I квартале 2018 г. составил 52,1 млрд руб., тогда как в аналогичном периоде прошлого года - 41,8 млрд руб. Маржа OIBDA компании составила в I квартале 2018 г. 48,3%, увеличившись по сравнению с I кварталом 2017 г. на 8,3 п.п.
Высокий уровень потребления данных и других высокодоходных продуктов, а также инициативы по оптимизации затрат способствовали повышению прибыльности компании. Операционная прибыль группы МТС в I квартале 2018 г. присутствовала в размере 26,8 млрд руб. По сравнению с I кварталом 2017 г. она увеличилась на 23,4% - тогда она составляла 21,7 млрд руб. Чистая прибыль группы МТС за I квартал 2018 г. выросла на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 15,4 млрд руб. Уровень чистой прибыли обусловлен ростом выручки и других ключевых показателей доходности. Негативное влияние новых стандартов МСФО было компенсировано изменением справедливой стоимости финансовых инструментов.
Принятие новых стандартов МСФО 15 по учету выручки по договорам с покупателями оказало небольшое негативное влияние на прибыль МТС. При этом продажи товаров в I квартале были устойчивыми из-за растущего спроса на дорогие продвинутые смартфоны и значительно поддерживали общую доходность МТС.
OIBDA группы по итогам квартала значительно увеличилась - на 24,6% в годовом исчислении, до 52,1 млрд руб., основное влияние оказал переход на новые стандарты МСФО. Тем не менее без учета влияния новых стандартов OIBDA показала рост на 6,5% в годовом исчислении, обусловленный положительной динамикой выручки, более сильной ценовой средой в России, продолжением реализации стратегии по усилению контроля за расходами и оптимизацией розничной торговли.
Капитальные затраты группы МТС в I квартале 2018 г. составили 16,7 млрд руб., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 50,1%, когда они достигали 11,1 млрд руб. Чистый долг компании в отчетном периоде насчитывал 204,1 млрд руб., тогда как в I квартале 2017 г. он равнялся 193,1 млрд руб. (рост в 5,7%).
Что касается мобильных абонентов МТС, то их общее количество у оператора в I квартале 2018 г. составило 106,2 млн, тогда как в I квартале 2017 г. насчитывало 108,8 млн. В России у МТС в отчетном периоде имелось 78,1 млн абонентов при 79 млн абонентов в I квартале 2017 г.
О падении абонентской базы МТС в I квартале 2018 г. вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Кирилл Дмитриев сказал следующее: "Для начала отмечу два момента. Первый - рынок SIM-карт сегодня раздут. Второй - имеет место ценовая конкуренция. И когда в ее условиях оператор каждый следующий период пытается снижать цены на все больший объем потребляемых услуг - это не очень перспективная история. Мы предпочитаем немного иначе выстраивать политику компании. Речь о политике, при которой мы предлагаем все больше и больше услуг, но не демпингуя, а устанавливая справедливую абонентскую плату. Что касается имеющего место у компании в I квартале 2018 г. падения абонентской базы - это вычистка так называемых пустых SIM-карт, которые мы сами же через свои каналы раньше контролировали, но продавали".
Отдельное внимание в отчете компании уделено закону Яровой, регулирующему требования к хранению данных. Напомним, что данный закон предписывает операторам связи в течение шести месяцев сохранять голосовые разговоры и SMS-сообщения с 1 июля 2018 г., коммуникации через сервисы передачи данных - с 1 октября 2018 г. Как заявляет в отчете компания, это потребует от МТС дополнительных инвестиций в инфраструктуру для хранения в размере порядка 60 млрд руб. в течение пяти лет.
"I квартал стал для бизнеса МТС еще одним успешным периодом. Выручка группы выросла на 3,1% в годовом исчислении до 107,9 млрд руб., включая влияние новых стандартов МСФО, а показатель OIBDA вырос на 24,6% в годовом исчислении до 52,1 млрд руб. Без учета новых стандартов показатель OIBDA вырос на значительные для рынка 6,5%. Мы по-прежнему видим улучшение потребительских и деловых настроений на всех рынках присутствия группы МТС, в то время как растущий спрос на услуги передачи данных продолжает стимулировать рост и прибыльность нашего бизнеса", - прокомментировал итоги деятельности МТС в I квартале 2018 г. президент и председатель правления МТС Алексей Корня.
"В целом результаты группы в основном определялись успехами бизнеса в России, где МТС смогла использовать преимущества оздоровления рынка, более высокого уровня пользования сервисами передачи данных и продолжающегося роста проникновения цифровых услуг. Органический рост в отчетном периоде отмечен на каждом из рынков группы, но положительный вклад в выручку операций в Армении был компенсирован слабостью валюты на Украине. Недавние приобретения также оказали небольшой положительный вклад в выручку группы", - отмечается в отчете компании.
Беседуя с корреспондентом ComNews об отчете компании, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил, что рентабельность по скорректированному показателю OIBDA оказалась вблизи ожиданий, оператору удалось сохранить высокую рентабельность вопреки непростым условиям, в частности сокращению абонентской базы. "Несмотря на небольшое сокращение абонентской базы МТС видит оздоровление рынка мобильных устройств, Интернета, а также дополнительных сервисов. В частности, площадки Ticketland.ru и другие увеличивают объем продаж", - пояснил Георгий Ващенко.
При этом он отметил, что основной вклад в сокращение базы МТС внесло закрытие старых контрактов, то есть "смертность" абонентов превысила их "рождаемость". "Возможно, что это связано с активизацией конкурентов, успехами их розничной сети, в частности альянса "Связного" и "Евросети", - добавил Георгий Ващенко.
По его мнению, на основании озвученных МТС прогнозов можно сделать вывод о том, что выручка компании во II квартале 2018 г. составит в диапазоне 108-110 млрд руб., OIBDA - 44-45 млрд руб.
В результате указанных в отчете компании затрат на реализацию закона Яровой, как отметил Георгий Ващенко, долговая нагрузка МТС может вырасти до 1,5х OIBDA. "На мой взгляд, именно прогноз по капзатратам стал причиной негативной реакции инвесторов. Все операторы будут расходовать 10-15 млрд руб. в год на хранение данных в виде капзатрат, и еще 3-4 млрд руб. на обслуживание. Это не критично для компании. Но многое зависит от возможности сохранить рентабельность в этих условиях. Ведь привлечение 60 млрд руб. долга потребует около 5 млрд руб. в год на выплату процентов. Вместо этого можно попытаться пойти по пути роста выручки. Но, как оказалось, в условиях сокращения абонентской базы это не так просто сделать", - заметил Георгий Ващенко.
На взгляд аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, оценить, насколько результаты I квартала текущего года лучше ожидаемых в количественном выражении, затруднительно в силу того, что мы не видим, что сама группа прогнозировала.
"Ожидания же независимых экспертов рынка отличались весьма существенно. Тем не менее в целом предполагалось, что, несмотря на возможный скромный прирост или даже снижение числа мобильных абонентов - тенденция, характерная для всего рынка, - по ряду операционных и финансовых показателей будет зафиксировано улучшение по сравнению с предыдущими периодами. Собственно, вышедшие цифры по большинству параметров эти ожидания и оправдали. Выросла выручка, заметно увеличился OIBDA, что более качественно характеризует финансовое состояние компании по сравнению с более волатильными мультипликаторами, существенно увеличилась операционная прибыль", - указал Алексей Коренев.
При этом, по его словам, в отчете компании обращает на себя внимание увеличение капитальных затрат на 50,1% при одновременном увеличении чистого долга всего на 5,7%. "Это может косвенно свидетельствовать о том, что компания реализует определенные меры по модернизации оборудования и бизнес-процессов, расширению присутствия, инвестированию в новые смежные направления, вероятнее всего связанные с экосистемами, но при этом делает это весьма оптимально, не увеличивая существенно нагрузку на капитал и не вызывая неоправданного роста рисков, связанных с увеличением кредиторской задолженности. Уменьшение свободного денежного потока в такой ситуации вполне объяснимо", - отметил Алексей Коренев.
В свою очередь, как заявил аналитик, абонентская база не растет сегодня практически у всех компаний - лидеров в предоставлении услуг мобильной телефонии. "Связано это с естественным исчерпанием потенциала рынка. В этой связи большинство ведущих операторов связи акцентируют свое внимание не на механическом увеличении клиентской базы, что уже практически невозможно, а на увеличении доли предоставляемых пакетных услуг, где потенциал роста далеко не исчерпан, а также на развитии смежных направлений, связанных с формированием глобальных экосистем, развитием облачных сервисов, расширением линейки услуг по оптимизации управления бизнесом, хранением данных и т.п.", - пояснил Алексей Коренев.
Что касается затрат, связанных с исполнением закона Яровой, он заметил, что на настоящий момент разными операторами озвучиваются совершенно различные цифры. "И это вполне объяснимо. По большинству планируемых изменений в работе операторов связи затруднительно давать точные прогнозы в силу того, что даже на законодательном уровне существует еще множество неопределенностей. Неясно, каким образом реализовывать хранение таких объемов информации, опираясь исключительно на отечественную элементную базу и ПО. И сколько это будет стоить. Во сколько в итоге обойдется создание и обслуживание дата-центров. Какие еще требования со стороны Роскомнадзора могут последовать за первым пакетом", - заявил Алексей Коренев.
По его словам, в результате, к примеру, "Почта России" оценила свои разовые расходы по исполнению закона Яровой в 500 млрд руб. и еще по 100 млрд в год в последующем. Что выглядит явно завышенной цифрой. Большинство же операторов "большой четверки" предполагают, что первоначальные расходы составят примерно по 30-45 млрд руб. в текущем году для МТС, Veon и "МегаФона" и примерно вдвое ниже - для Tele2. "Однако следует понимать, что это все очень предварительные цифры, которые могут претерпеть существенную корректировку в процессе практической реализации требований закона", - сказал Алексей Коренев.