Анна Афанасьева
Владислав Новый
Роман Рожков
17.05.2018

Второй по популярности мессенджер в России Viber резко повысил тарифы на сервисные рассылки — например, для "Ростелекома" цена выросла с 18 до 68 копеек за сообщение. Мессенджер решил монетизировать свою популярность для рекламы и рассылок крупных брендов, считают участники рынка. Но для мелких компаний это сделает такой канал коммуникации менее доступным.

О повышении тарифов на сервисные рассылки в Viber говорится в тендерной документации "Ростелекома" к конкурсу на услуги информирования клиентов и сотрудников через мессенджеры и соцсети, которые начали оказываться в апреле. Стоимость закупки составила 95 млн руб. за два года. При этом именно Viber выступает для оператора одним из ключевых каналов рассылок, следует из критериев конкурса, в которых цена отправки сообщения в Viber была основным параметром и имела больший вес, чем цена рассылки в Telegram, Facebook, "ВКонтакте" и по СМС.

Конкурс выиграло принадлежащее группе "Связной" АО "Загрузка", причем уже после этого сторонам пришлось изменить договор "в связи с изменением стоимости услуг исполнителя": с 1 апреля стоимость сервисного сообщения в Viber повысилась с 18 до 68 копеек. Стоимость рассылки в Telegram, Facebook и "ВКонтакте" составляет 62 копейки за сообщение, по СМС — 15 копеек. "Цены определялись в ходе конкурентной закупки и соответствуют рыночной стоимости данных сервисов",— сообщила "Ъ" директор по клиентскому сервису массового сегмента "Ростелекома" Елена Дробот. Она добавила, что Telegram в связи с его блокировкой больше не используется для коммуникации с клиентами.

Источник, знакомый с условиями тендера, подтвердил "Ъ", что штаб-квартира Viber значительно повысила тарифы с апреля. По его словам, это "мера борьбы с возросшим рекламным трафиком от b2b-аккаунтов" и она вынуждает заказчиков рассылок переориентироваться на другие каналы. В компании Webbankir заметили подорожание рассылок в Viber еще осенью 2017 года: там поясняют, что тариф зависит от объемов и конкретной компании, а подорожание тогда затронуло только Москву и Санкт-Петербург, но не регионы. В компании говорят, что после этого отказались от сервиса Viber и вместо него развивают в этом же мессенджере свой чат-бот.

Представитель Viber Яна Рожкова заявила "Ъ", что стоимость сервисных сообщений "эволюционирует вместе с рынком". "Мы находимся под влиянием различных факторов — на формирование цены влияют спрос, условия, которые предлагают конкуренты, объемы и тип рассылок",— отметила она. По данным Mediascope за март 2018 года, Viber пользуются 19,8 млн человек в месяц, сейчас это второй по популярности мессенджер в России после WhatsApp с 24,6 млн.

Доля Viber в общем количестве рассылок составляет около 17%, причем их число в мессенджере каждый месяц растет на 50%, поскольку подключается все больше компаний, оценивает директор по маркетингу Devino Telecom Евгений Фадеев. Viber все чаще используют крупные бренды, и, как следствие, мессенджер решил повысить цены, полагает он. Они в целом по-прежнему привлекательны для рынка, но более неприятным сюрпризом стало введение минимальной абонентской платы и рост штрафов за несанкционированные рассылки (спам), что сократило использование мессенджера мелкими компаниями, считает господин Фадеев.

В любом случае серьезной конкуренции для Viber на рынке рассылок нет, уверен Евгений Фадеев. "Пока это единственный мессенджер, который обладает полноценными возможностями для бизнеса. В качестве альтернативы постепенно развивается продукт от Mail.ru Group, которая разработала отправку сервисных сообщений пользователям "ВКонтакте"",— уточняет господин Фадеев. Рынок мессенджеров "абсолютно резиновый" и компании ровно распределяют трафик между всеми соцсетями и приложениями, спорит владелец OMMG Technology Сергей Кравцов. Повышение цен на рассылки он объясняет лишь желанием Viber заработать. "Основная проблема Viber и других мессенджеров — они убыточны. А рекламный трафик — простой способ повышать доходность",— констатирует он.