© ComNews
24.04.2018

Банк ВТБ перевел основные ИТ-системы обслуживания розничного бизнеса на новую катастрофоустойчивую модель. В случае нештатной ситуации записанная в базы данных аварийной площадки информация будет продублирована в резервных дата-центрах без потерь. Партнером ВТБ в этом проекте выступила компания "Инфосистемы Джет".

ВТБ перевел ИT-системы обслуживания розничного бизнеса на новую катастрофоустойчивую модель. Она будет гарантировать работоспособность и полную защиту данных клиентов от потерь в случае чрезвычайной ситуации.

Информационные системы банка зарезервировали на базе двух геораспределенных дата-центров. Оба ЦОДа принадлежат ВТБ. В периоды пиковых нагрузок банк может поддерживать высокую доступность своих сервисов, не увеличивая время ожидания клиентов и сотрудников.

Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе ВТБ, на первом этапе на катастрофоустойчивую платформу переведено около 50 критических систем розничного бизнеса. В данный момент переводятся остальные 100 систем. Процесс планируется закончить к концу этого года. В компании уточнили, что проект не является частью процесса присоединения ВТБ24 к банку ВТБ.

Сохранность данных будет обеспечиваться на большинстве критичных систем, включая АБС, систему противодействия мошенничеству, процессинг, CRM и систему дистанционного банкинга, обеспечивающую онлайн-подключения физических лиц.

Ключевой целью перевода ИТ-систем банка на отказоустойчивую модель стало повышение надежности и доступности банковских сервисов.

"Новая модель катастрофоусточивости позволяет не прерывать рабочие процессы в случае нештатной ситуации. В результате мы повысили надежность ИТ-инфраструктуры и обеспечили необходимую стабильность функционирования банковских сервисов", - пояснил необходимость проекта руководитель департамента информационных технологий ВТБ - старший вице-президент Сергей Баранов.

В свою очередь, "Инфосистемы Джет" являются генеральным подрядчиком. Компания разрабатывает архитектуру решения, осуществляет управление проектом, а также принимает непосредственное участие во внедрении и опытной эксплуатации.

Начальник экспертного отдела центра проектирования вычислительных комплексов компании "Инфосистемы Джет" Денис Голубев сообщил, что до старта проекта ИТ-системы банка работали на одной площадке ЦОДа в отказоустойчивой конфигурации.

В пресс-службе ВТБ рассказали, что проект перевода систем розничного бизнеса на катастрофоустойчивую платформу был запущен в 2016 г.

Представитель "Инфосистемы Джет" рассказал, что сперва была обследована инфраструктура заказчика, сделано эскизное и техническое проектирование, внедрение, тестирование и перевод решения в промышленную эксплуатацию.

"В результате для повышения безопасности систем банка было принято решение обеспечить непрерывную работу c учетом модели угроз, при которой один из двух ЦОДов банка может подвергнуться техногенным катастрофам. К ним относится, например, полное отключение электричества, нарушение работы магистральных каналов передачи данных и т.д.", - рассказали в пресс-службе ВТБ.

После построения на инфраструктуру катастрофоустойчивого ЦОДа были переведены ключевые информационные системы (ИС) розничного бизнеса банка. Денис Голубев добавил, что с 2018 г. началась миграция на новую инфраструктуру остальных банковских систем.

По словам Дениса Голубева, бизнес-критичные системы обслуживания розничного бизнеса банка уже функционируют в катастрофоустойчивой конфигурации. Также есть ряд систем, которые сегодня находятся на этапах проектирования, внедрения и опытной эксплуатации. Согласно планам, работы по защите от риска катастрофы всех ИС завершатся к концу года.

Руководитель направления "Непрерывность ИТ-сервисов и защита данных" "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Александр Дубский оценил стоимость проекта в $1 млн.

Он отметил, что для банковского сегмента внедрение резервных площадок стало практически рыночным стандартом. Кроме того, наличие проработанного DRP (Disaster Recovery Plan) - одно из требований регулятора. "Все больше наших заказчиков стремятся передать эти задачи на аутсорсинг, например используя для построения резервной площадки отказоустойчивые ЦОДы, облачные ресурсы (DRaaS) или арендуя оборудование по модели HaaS - Hardware as a Service. И это не только банки, но и онлайн-ретейл, digital-компании и страховщики - бизнес, где простой критичен и ведет к прямым убыткам", - рассказал специалист "Крока".

Александр Дубский обратил внимание на то, что для банков на первом месте - готовность к работе в условиях пиковых нагрузок и устойчивость к сбоям самой разной природы. "Они заинтересованы в максимальном снижении влияния сбоев на работу сервисов для конечных клиентов, так как любой отказ сервисов может повлиять на лояльность клиентов и репутацию банка. Сейчас перед CIO крупных банков ставятся задачи по повышению отказоустойчивости в тесной связи с показателями качества цифровых сервисов и удовлетворенности клиентов",- объяснил он.

Недавно для крупного банка "Крок" завершил проект по обеспечению резервирования и непрерывной работы клиентских сервисов и ИТ-приложений в рамках программы управления непрерывностью (Business Continuity Management, BCM). Такие катастрофоустойчивые решения необходимы для обеспечения бесперебойной работы операционного бизнеса и высокой доступности ключевых бизнес-систем.

Руководитель Центра технической поддержки и обслуживания ГК "Рамакс" Сергей Свинарь, давая оценку стоимости проекта, обратил внимание на то, что резервирование/катастрофоустойчивость можно разделить на три категории: холодный резерв, теплый резерв и горячий резерв. Катастрофоустойчивость также подразумевает территориальное разнесение систем (ЦОДов).

На TCO систем влияют три основных параметра ИТ-сервисов: RTO (Recovery Capacity Objective), RPO (Recovery Point Objective), RCO (Recovery Capacity Objective). Кроме того, в расчет общей стоимости проекта следует добавить VDI - технологию, позволяющую создавать виртуальные рабочие места на базе серверных систем для обеспечения доступности в критичных для банка рабочих мест.

По словам представителя компании "Рамакс", реализация катастрофоустойчивой системы позволяет повысить доступность сервисов, снизить риск потери информации, как служебной, так и клиентской, но повышает стоимость владения.