Мария Сарычева
19.04.2018

SWIFT хочет привлечь российские банки к своему новому проекту — глобальной платежной инициативе (GPI). Это техническое решение, которое позволит сделать платежи более быстрыми и прозрачными.

Фактически это ответ на развитие крупнейшими зарубежными банками альтернативного блокчейн-стартапа Ripple. Впрочем, российские банки не спешат присоединяться ни к одному из этих проектов. Стартап отпугивает их несоответствием российским законам и отсутствием внятного будущего, а GPI — дороговизной доработки IT-систем и отсутствием значительного объема международных платежей.

Международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) призывает российские банки присоединиться к ее проекту "глобальной платежной инициативы" (Global Payments Innovation, GPI). Об этом, в частности, на вчерашнем закрытом бизнес-форуме SWIFT и собрании участников Российской национальной ассоциации СВИФТ (РоссСВИФТ) говорил главный исполнительный директор SWIFT по регионам EMEA/AP Алан Раес. По его словам, Россия является одной из самых активных стран региона по освоению стандарта GPI. К протоколу уже присоединились шесть банков, а один из них — Альфа-банк — уже запустил клиентские платежи с использованием стандарта. Названия других участников проекта не раскрываются.

GPI — стандарт международных расчетов, увеличивающий скорость и прозрачность проведения платежей. По сути, это техническое решение, встраиваемое в действующую схему SWIFT. Новые возможности для участников системы появляются за счет детализации в GPI информации о проведении платежа: добавляются поля о статусе платежа (исполнен/отклонен), о дате и времени поступления в службу комплаенс, исполнения платежа и т. д.

По словам представителей российских банков, GPI возникла как ответ на стремительно развивающийся блокчейн-сервис Ripple. Эта платформа предоставляет, в частности, услуги межбанковской платежной системы, то есть фактически является прямым конкурентом SWIFT. "Многие крупные иностранные банки — J.P.Morgan, Citibank, UBS и др.— являются не только пользователями, но и инвесторами Ripple",— поясняет один из специалистов по IT крупного российского банка. При этом по сравнению с традиционными каналами блокчейн-система обладает значительно большей прозрачностью. К тому же тарифы на обслуживание у Ripple значительно ниже, чем у SWIFT.

Впрочем, российские банки пока не спешат присоединиться ни к Ripple, ни к GPI. Первый проект отпугивает малым сроком существования (два года, в то время как SWIFT создан более 40 лет назад) и не вполне ясной бизнес-моделью. Сейчас он существует за счет венчурных инвесторов, что позволяет проекту сохранять низкие тарифы. Но как будет строиться тарифная политика, когда платежная сеть выйдет на самоокупаемость, неизвестно. Кроме того, российские законы требуют, чтобы персональные данные клиентов хранились на территории РФ, а в случае с блокчейном они оказываются распределенными по всему миру. GPI же интересен в основном участникам рынка с большим объемом международных платежей. По словам главного операционного директора Альфа-банка Марии Шевченко, отправка международных платежей с GPI стала удобней, понятней и быстрее для клиентов. "Мы не берем за использование GPI специальную комиссию",— отметила она. В Сбербанке, который, по информации "Ъ", также намерен запустить платежи через GPI, от комментариев отказались. В Транскапиталбанке, который является расчетным центром между банками СНГ, не исключили возможности присоединения к проекту до конца текущего года. Центральный участник расчетной системы на российском рынке ценных бумаг — Национальный расчетный депозитарий (НРД) — также пока не определился. "Считаем инициативу GPI большим шагом вперед. Это реальный ответ SWIFT на угрозы со стороны быстро растущих финтех-компаний. В настоящий момент НРД оценивает возможности присоединения к проекту",— сообщил директор по информационным технологиям НРД Сергей Путятинский.

Проблема в том, что внедрение нового стандарта GPI требует значительной доработки действующей IT-инфраструктуры банков. Это займет много времени (в Альфа-банке на это потребовалось девять месяцев) и потребует серьезных финансовых вливаний (расходы могут составить сотни тысяч долларов). "Мы как раз оцениваем эффективность внедрения GPI: надо понять соотношение затрат и потребности клиентов, чтобы принять решение. Пока нет точной оценки, нет и однозначного ответа, выгоден для нас этот проект или нет",— сообщили в Абсолют-банке, по сути выразив общее мнение на рынке.