© ComNews
15.03.2018

Российские операторы платного ТВ готовятся к Чемпионату мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018). В частности, ПАО "Ростелеком" вчера объявило о запуске пилотного проекта по трансляции ТВ-сигнала по технологии сверхвысокой четкости 4K (UHD) для бизнес-клиентов из сегмента HoReCa (рестораны, кафе и бары). В свою очередь, МГТС (ПАО "Московская городская телефонная сеть") предложила корпоративным клиентам на ЧМ-2018 пакеты популярных спортивных каналов в высоком качестве в рамках услуги цифрового ТВ. По прогнозам аналитиков, вся совокупная дополнительная выручка российских операторов связи от ЧМ-2018 не превысит 20 млрд руб.

В пресс-службе "Ростелекома" сообщили, что сейчас оператор запустил первый пилотный проект услуги на базе технологии 4K ТВ в Петербурге совместно с сетью рестобаров FullHouse. Согласно проекту, "Ростелеком" обеспечит трансляцию ТВ сигнала по технологии 4K - нового стандарта разрешения экрана 3840x2160 пикселей, что составляет более 8 млн пикселей - на все экраны, установленные в рестобарах этой сети.

"Этот стандарт только начинает использоваться, но является одним из наиболее перспективных для сегмента HoReCa - услуг в сфере гостеприимства", - заметили в компании. В составе пакета услуг - высокоскоростной Интернет, гостевой Wi-Fi и интерактивное ТВ "Ростелекома". С приставкой интерактивного телевидения "Ростелекома" на тестах используются две приставки компании с поддержкой 4K.

"Спортивный контент наиболее интересен для наших клиентов: при проведении прямых трансляций спортивных матчей средний чек заведения возрастает на 30%, а количество посетителей - на 10%. Наши посетители хотят смотреть лучшие матчи в прямом эфире и в наилучшем качестве - чтобы разглядеть все эмоции спортсменов, детали каждой передачи, каждого гола. Надеемся, что наши посетители оценят качество изображения по технологии 4К и к началу чемпионата все места в наших залах будут забронированы",- отметил управляющий рестобаров FullHouse Александр Ванин.

Так, на пилотных площадках в рестобарах FullHouse специалисты "Ростелекома" создали функционал цифрового бара - управление множеством ТВ-экранов через один планшетный компьютер, вывод информации о предстоящих событиях на несколько экранов, возможность проведения интерактивных викторин. Помимо этого, посетители заведения будут информированы об акциях и скидках, анонсах спортивных матчей и др.

Корреспонденту ComNews не уточнили, с какими еще партнерами оператор ведет переговоры. При этом представитель "Ростелекома" Инна Губарева рассказала, что клиенты получат услугу под ключ, включая пакет каналов и телевизор, поддерживающий формат Ultra HD. "Услугу можно  будет приобрести по одной из трех моделей: аренда, продажа или покупка в рассрочку. Спрос на формат UHD растет и в дальнейшем станет драйвером для производства соответствующего контента", - сказала она.

В "Ростелекоме" отметили, что технология 4K набирает популярность среди компаний среднего и малого бизнеса (МСБ), чья деятельность связана с трансляцией актуального ТВ-контента - спортбары, рестораны и отели. "Использование 4K позволяет получить на больших экранах изображение сверхвысокой точности - на одном участке экрана находится в четыре раза больше пикселей, чем в стандарте HD. Повышенные технические требования обеспечивают возможности технологии: для стандарта 4K необходимо обеспечить минимальную задержку обновления экрана 60 кадров в секунду, скорости передачи данных - от 15 Мбит/с, а также большого размера экрана - от 40 дюймов", - добавили в пресс-службе оператора.

По словам вице-президента по работе с корпоративным и государственным сегментом "Ростелекома" Валерия Ермакова, длительное время стандарт Full HD (1080p) оставался стандартом наилучшего качества для ТВ-услуг, но сейчас наступает эра Ultra HD (UHD, 4K). "Технология 4K завоевывает рынок и становится одной из наиболее перспективных для развития телевидения", - прокомментировал он. В "Ростелекоме" ожидают, что в 2018 г. драйвером развития услуг ультрачеткого телевидения (UHD TV) в России станет Чемпионат мира по футболу - тысячи зрителей будут наблюдать за матчами чемпионата на экранах спортбаров.

Директор по управлению продуктами корпоративного и государственного сегмента "Ростелекома" Данила Бурметьев привел данные отчета "ТМТ Консалтинга", согласно которому оператор занимает лидирующую позицию по количеству B2B-абонентов услуг платного ТВ в России (42%), при этом значительную часть дохода обеспечивают представители сегмента HoReCa. "Запуск сервисов на основе технологии 4K является одной из точек роста для "Ростелекома", который трансформируется из оператора связи в цифровую ИТ-компанию, выводящую на рынок инновационные для РФ продукты", - резюмировал он.

Кроме того, вчера МГТС предложила корпоративным клиентам на ЧМ-2018 пакеты популярных спортивных каналов в HD-качестве в рамках услуги цифрового ТВ. В пресс-службе оператора рассказали, что, помимо каналов в базовом корпоративном пакете, теперь абонент МГТС может подключить один или сразу два специализированных спортивных ТВ-пакета - "Матч!" и "Супер матч!". Эти пакеты включают 10 новых спортивных каналов. "Благодаря расширению тематических ТВ-пакетов корпоративные клиенты МГТС получат больше популярного спортивного контента в формате высокой четкости для коммерческого и публичного просмотра", - сказали в компании.

"Приобретая дополнительные спортивные пакеты, наши клиенты из корпоративного сегмента смогут удовлетворить ожидания своих самых взыскательных клиентов и побороться за посетителей в дни проведения спортивных мероприятий в Москве. Им будут доступны в HD-качестве аналитические и новостные программы, интервью со звездами, прямые трансляции игр Лиги чемпионов и Лиги Европы, эксклюзивные матчи России по футболу, чемпионата КХЛ и трансляции с ЧМ-2018", - прокомментировал директор департамента маркетинга МГТС Максим Гарусев.

Он сказал корреспонденту ComNews, что при подготовке к ЧМ-2018 компания в первую очередь думает об удовлетворении потребностей клиентов. "Мы понимаем, насколько важно для жителей и гостей Москвы это предстоящее событие, поэтому расширяем контент и готовим соответствующее оборудование. Так, в рамках тендера ГК "МТС" (ПАО "Мобильные ТелеСистемы" - Прим. ComNews) мы закупаем ТВ-приставки, поддерживающие стандарт изображения 4К, и со своей стороны готовим интересное предложение по телевизорам 4К", - сообщил он.

Опрошенные представители NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", дочерняя компания ПАО "МегаФон"), АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) и "Триколор ТВ" (НАО "Национальная спутниковая компания") не стали комментировать тему.

На взгляд старшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Богдана Зварича, интерес России к ЧМ-2018 будет, и многие, кто не смогут попасть на сами матчи, предпочтут их смотреть в барах и ресторанах. "Наличие трансляций будет дополнительным стимулом к выбору заведения для болельщиков. Однако большинство мест, которые регулярно собирают болельщиков на просмотры футбола, уже готовы к мероприятиям: они имеют пакеты ТВ, включающие основные каналы, где будут проходить футбольные трансляции", - отметил аналитик.

Он добавил, что воспользоваться этой услугой могут отдельные заведения, которые в обычное время не ведут трансляций футбола, однако уже обеспечены пакетами с футбольными каналами. "В результате я ожидаю, что на время проведения ЧМ-2018 спрос на специализированные пакеты будет, однако он будет невысоким, что не позволит операторам существенно улучшить свои результаты за счет предложения таких услуг в сегменте B2B", - прокомментировал Богдан Зварич.

По прогнозам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, вся совокупная дополнительная выручка российских операторов связи от ЧМ-2018 не превысит 20 млрд руб. При этом выручка отдельных операторов может превысить 5 млрд руб. "Однако основной вклад будет вносить не ТВ-контент, а инфраструктура связи, а ее на ЧМ-2018 будет предоставлять "Ростех", - заметил он.

Леонид Делицын предположил, что среднюю выручку оператора "большой четверки" от B2B-сегмента (без учета предоставления инфраструктуры связи самому чемпионату), то есть от проектов, наподобие предоставления пакетов спортивных каналов или передачи изображений высокой четкости, можно оценить в 200-400 млн руб.

"Прибыль может доходить до 30%, но ее может и не быть, поскольку события, подобные ЧМ-2018, используются не для извлечения прибыли, а для продвижения инновационных продуктов и сервисов, с которыми пользователь еще не знаком. "Здесь нет какой-то стандартной прибыли, на которую ориентировались бы участники проектов, поскольку само событие является уникальным", - сказал представитель "Финама".

При этом, добавил он, общие затраты России на ЧМ-2018 оцениваются в $13,2 млрд (Бразилия в 2014 г. потратила более $11 млрд). "Экономисты считают, что выручка страны, принимающей чемпионат, обычно не превышает ее расходов, то есть формально мероприятие в целом является убыточным", - заключил Леонид Делицын.